Белая башня в Александровском парке г. Пушкин

Павильон «Белая башня» находится в пейзажном саду Александровского парка. Он является частью комплекса строений, навеянных образом средневекового рыцарского замка. Помимо «Белой башни» в данный ансамбль входят Ворота-руины (2 башни с воротами между ними), ров и вал, который венчает кирпичный бруствер.

Комплекс был построен в период с 1821 по 1827 годы по замыслу знаменитого архитектора и паркостроителя Адама Адамовича Менеласа для сыновей императора Николая I – великих князей Николая, Александра, Константина и Михаила, которые занимались здесь гимнастическими и военными упражнениями. На верхнем этаже «Белой башни» располагалась мастерская придворного живописца Александра Ивановича Зауервейда (1783–1844), который учил императорских детей рисованию и живописи.

Кроме того, по замыслу воспитателя наследника Александра Николаевича, великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783–1852), около Ворот-руин было возведено предмостное укрепление – земляная крепость, в плане повторяющая 8-миконечную звезду (опираясь на фортификационное учение выдающегося французского инженера XVII века, маршала Франции Себастиана Вобана).

Павильон «Белая башня» имеет высоту 37,8 метра. Окружена неглубоким рвом. Внутри здания одна над другой были устроены комнаты: на первом этаже – буфетная и столовая, на втором – гостиная, на третьем и четвертом – кабинет и спальня, на пятом – библиотека и гардеробная. Павильон завершала открытая площадка, с которой открывался великолепный вид на живописные окрестности Царского Села.

В оформлении интерьеров «Белой башни» участвовали многие знаменитые петербургские мастера: паркеты были выполнены мастером М. Знаменским, росписи исполнили В. Брандуков и Джованни Батиста Скотти, мебель сделали придворные поставщики братья Гамбс.

Фасады павильона были декорированы чугунными скульптурами, отлитыми на Александровском заводе по моделям одного из блестящих русских скульпторов I половины XIX столетия Василия Ивановича Демут-Малиновского (1779–1846). На террасе были установлены 4 чугунных льва, изготовленных по модели К. Ландини.

Великая Отечественная война не пощадила «Белую башню». Она практически полностью была разрушена, уцелела только нижняя часть здания. Восстановительные работы были начаты в 1990-х годах. В настоящее время павильон «Белая башня» пребывает в стадии консервации.

Александровская колонна (Александрийский столп)

Это не только всемирно известный символ Петербурга, но самая высокая в мире (её общая высота – 47,5 м) свободностоящая триумфальная колонна. То есть колонна, вырубленная из монолитного куска гранита, никак не закреплена, – она удерживается на постаменте исключительно под собственным весом, который свыше 600 т.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года.

Проектировал Александровскую колонну зодчий Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, уроженец Франции, которого в России называли Август Августович. Творивший на рубеже эпох, Монферран определил пути дальнейшего развития русской архитектуры – от классицизма к эклектике.

Устанавливали готовую колонну на площади перед Зимним дворцом в 1832 году две тысячи солдат. При этом использовался ручной труд и канаты.

После того как «Александрийский столп» встал на пьедестал, по площади пронеслось громовое «Ура!», а государь, обратившись к архитектору, произнёс: «Монферран, вы себя обессмертили».

В течение двух последующих лет шла доработка монумента.

Колонна была завершена аллегорической фигурой ангела, который крестом попирает змею. Его легкая фигура, струящиеся складки одежды, строгая вертикаль креста подчеркивают стройность колонны. Автор статуи скульптор Борис Иванович Орловский.

И вот что интересно – памятник на Дворцовой площади, изначально посвященный победе России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, стал почти сразу восприниматься и как памятник основанию Российского государства. Это случилось в том числе и благодаря пьедесталу.

Александровская колонна

Пьедестал памятника украшают бронзовые барельефы с изображением аллегорических фигур и воинских доспехов.

На трёх барельефах аллегории Мира, Правосудия, Мудрости, Изобилия и изображения воинских доспехов. Доспехи напоминают о боевой славе русского народа и эпохи Рюриковичей и эпохи Романовых. Здесь щит вещего Олега, который он прибил на ворота Царьграда-Константинополя, шлем героя Ледового побоища, благоверного князя Александра Невского, и шлем покорителя Сибири Ермака, броня царя Алексея Михайловича Романова.

Пьедестал завершается бронзовыми гирляндами, которые поддерживают двуглавые орлы.

База колонны оформлена в виде лаврового венка. Ведь, именно венком по традиции венчают победителей.

На барельефе, обращенном в сторону Зимнего дворца, симметрично помещены две фигуры – женщины и старика. Они олицетворяют реки – Вислу и Неман. Эти две реки были форсированы русской армией во время преследования Наполеона.

30 августа 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие Александровской колонны. 30 августа было выбрано не случайно. Этот день со времен Петра I отмечали как День святого благоверного князя Александра Невского – небесного защитника Санкт-Петербурга. В этот день Пётр I заключил «вечный мир со Швецией», в этот день были перенесены мощи Александра Невского из Владимира в Петербург. Вот почему ангел, венчающий Александровскую колонну, всегда воспринимался прежде всего как защитник.

Сохранилось воспоминание об этом событии поэта Василия Андреевича Жуковского: «Никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Два часа продолжалось сие великолепие, единственное в мире зрелище. Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс со своим часовым».

Кстати, уже тогда возникла легенда, что этот самый часовой – ангел, венчающий колонну, – имеет портретное сходство с императором Александром I. И возникла она не случайно. Скульптору Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. По словам Орловского, император желал, чтобы лицу ангела придали сходство с Александром I, а голова змеи, попранной крестом ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона.

Подражая своей бабке, Екатерине II, начертавшей на пьедестале Медного всадника «Петру I – Екатерина II», и отцу, который написал на монументе Петра I у Михайловского замка «Прадеду – правнук», Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент «Столб Николая I – Александру I». Кстати, именно памятник Петру I у Михайловского замка, изготовленный ещё при Елизавете Петровне, когда-то планировалось установить в центре Дворцовой площади.

По преданию, петербуржцы после открытия колонны очень боялись, что она упадёт и старались не приближаться к ней. И, мол, тогда архитектор Монферран взял за правило каждое утро прогуливаться вместе с любимой собачкой прямо под столпом, что и делал почти до самой смерти.

Но всё же памятник горожане полюбили. И, естественно, вокруг столба, как одного из символов города, стала складываться своя мифология. И, конечно, памятник стал восприниматься как естественная доминанта главной площади города и символ всей Российской империи.

А ангел, венчающий Александровскую колонну, был для горожан прежде всего защитником и стражем. Ангел словно охранял и благословлял город и его жителей.

Но именно ангел, ангел-хранитель и стал причиной более чем удивительных событий, развернувшихся вокруг Александровской колонны. Это малоизвестные страницы. Так, только случай спас памятник в 1917 году. Здесь, на Дворцовой площади, хотели основать главный погост страны. Колонну, как памятник царизму, повалить, а вдоль Зимнего устроить ряд мемориальных могил.

Но оказалось, что свернуть 600-тонную колонну не так-то просто. От дальнейших проектов превращения главной площади города и империи в кладбище спас переезд правительства в Москву весной 1918 года. Несостоявшуюся в Петрограде идею создания в центре столицы погоста реализовали на Красной площади первопрестольной, у Кремлёвской стены.

Но самые невероятные события развернулись в 1924 году после смерти Ленина.

11 ноября 1924 года ленинградские власти принимают решение «О переустройстве так называемой Александровской колонны, сооруженной архитектором Монферраном и стоящей посередине площади Урицкого, и водружении на ней вместо стоящей теперь фигуры ангела с крестом статуи Великого вождя пролетариата тов. Ленина…». Площадь Урицкого – это переименованная Дворцовая. Лишь наркому просвещения А.В. Луначарскому удалось убедительно доказать властям города нелепость идеи водружения Ленина на Александровскую колонну.

Ангел остался стоять на крупнейшем в мире (среди такого рода монументов) «Александрийском столпе», как называл колонну А.С. Пушкин. Последний раз на него покушались в 1952 году. Шла череда массовых сталинских переименований: в городе появился Сталинский район, Московский проспект стал Сталинским. На этой волне возникла идея установить нам колонне бюст Иосифа Сталина. Но – не успели.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

6. Египетский обелиск, колонна змея, готская колонна, рыцарская статуя императора Юстиниана, название Москвы Вернемся к египетскому облиску Тутмеса III, о котором мы рассказали выше. Его и сегодня можно увидеть в Стамбуле, недалеко от храма Св. Софии, на площади, где когда-то

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

6.7. Александровская Слобода 6.7.1. Александровская Слобода - царская ставка XVI века Выше мы говорили о том, что Московский Кремль и другие столичные постройки Москвы возникли не ранее второй половины XVI века. При этом возведение Московского Кремля мы предположительно

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Памятники и их владельцы в XII веке. - Римский сенат принимает меры к охранению памятников, - Колонна Траяна. - Колонна Марка Аврелия. - Архитектура частных здании в XII веке. - Башня Николая. - Башни в Риме Излагая историю развалин Рима, мы дополнили ее описанием

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Гонории IV. - Пандульф Савелли, сенатор. - Отношение к Сицилии и к империи. - Папский престол целый год остается вакантным. - Николай IV. - Карл II коронован в Риети. - Колонна. - Кардинал Иаков Колонна. - Иоанн Колонна и его сыновья. - Кардинал Петр и граф Стефан. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Спор из-за выбора папы между партиями Орсини и Колонна. - Диархия в Риме. - Агапит Колонна и один из Орсини, сенаторы, 1293 г. - Петр Стефанески и Оттон де С.-Евстахио, сенаторы. - Петр из Мурроне избран папой. - Жизнь и личность этого отшельника. - Его необыкновенный въезд в

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Фамильный раздор в доме Колонна. - Кардиналы Иаков и Петр враждуют с Бонифацием VIII. - Оппозиция против папы. - Оба кардинала лишены их звания. - Фра Джакопоне из Тоди. - Манифест против папы. - Колонна отлучены. - Пандульфо Савелли пытается быть посредником. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

6. Египетский Обелиск, Колонна Змея, Готская Колонна Рыцарская статуя императора Юстиниана в Стамбуле Название Москвы Вернемся к египетскому обелиску Тутмеса III. о котором мы рассказали выше. Его и сегодня можно увидеть в Стамбуле, недалеко от храма Св. Софии, на площади,

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

15.2. «Столп Иван Великий» в Москве описывался «античными классиками» как «древне»-римский столп-миллиарий и как знаменитая Вавилонская башня Светоний сообщает, что император Клавдий возвел в Риме высочайшую башню по образцу Александрийского Фаросского маяка-башни. Но

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Александровская колонна, 1834 год Астольф де Кюстин, Иван Бутовский Год 1834 ознаменовался для города введением нумерации зданий по улицам, открытием императорской Николаевской детской больницы, публикацией «Пиковой дамы» А. С. Пушкина – и установкой на Дворцовой площади,

Из книги 200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк автора Авсеенко Василий Григорьевич

IV. Сооруженія времени Николая I. – Исакіевскій соборъ. – Пожаръ и возобновленіе Зимняго дворца. – Александровская колонна. – Конныя группы на Аничковомъ мосту. – Николаевскій мостъ. Въ тридцатил?тнее царствованіе императора Николая I, Петербургъ обогатился многими

Царское Село. Александровский парк. Глава «Белая башня» книги «Пушкин. Дворцы и парки»;

Не менее удачным, чем Шапель, было другое парковое сооружение, воздвигнутое Менеласом,- Белая башня. Менелас начал ее в 1821 г. В создании Белой башни он показал себя большим художником, чувствующим красоту средневековой готической архитектуры.

Менелас создал не отдельно стоящее сооружение, а целый комплекс, связанный в единое целое общностью замысла. [Проектные чертежи Белой башни в ГЭ-ОР, №№ 12974, 12908, 12966, 17953-954. История постройки Белой башни освещена в небольшой работе А. Андреевской «Детское Село. Белая башня». Л., 1929. ] Его основой явился бастион старого Зверинца, единственный из четырех избежавший разборки. Стены бастиона и глубокий ров, наполненный водой, ограждали территорию, в центре которой высилась Белая башня. Одна из стен бастиона примыкала к монументальным воротам в виде руины крепостного сооружения.

Башня была окрашена в белый цвет, отчего и получила свое название. Она заменила находившийся здесь с середины XVIII века старый растреллиевский люстгауз - небольшой барочный парковый павильон, увенчанный куполом.

По высоте Белая башня превосходила другие парковые сооружения, такие, как Шапель, Башня-руина у Орловских ворот, Арсенал. Ее высота составляла 37,81 метра.

Во внешнем оформлении фасадов Белой башни Менелас использовал готические мотивы.

Характерную для готических сооружений устремленность ввысь он подчеркнул членением башни на три яруса. Широкие лестницы вели на низкую террасу, служившую основанием для кубического массива первого этажа. Террасу украшали отлитые из чугуна скульптуры лежащих львов, как бы преграждавших подступы к башне - «дому рыцаря».

Высокая четырехгранная башня завершалась зубчатым готическим парапетом. В первом ее этаже располагались два помещения - буфетная и столовая. Стены столовой украшала роспись - букеты цветов в корзинах, написанные художником Додоновым в 1827 г. Чугунная лестница связывала эти помещения с верхними ярусами. Из пятого яруса башни лестница вела на верхнюю площадку - крышу башни, откуда открывался вид на парки, окрестности города Пушкина и далекий Ленинград.

В годы войны Белая башня подверглась почти полному разрушению. Сохранилась в полуразрушенном состоянии только нижняя часть здания. Но искусственные руины у Белой башни почти не пострадали.

Две круглые Башни-руины соединены между собою переходом, прорезанным высокой полуциркульной аркой ворот. К башням примыкают симметричные двухэтажные пристройки - службы, использовавшиеся под жилье. Зубчатый парапет, стрельчатые окна, обработка поверхности стен стрельчатыми арками придают зданию готический характер. Это - ворота средневекового замка, перенесенные в пейзажный парк.

Кирпичная кладка стены бастиона, вплотную примыкающей к одной из башен, выветрилась, местами она покрылась мхом. Глубокий ров опоясывает бастион и доходит почти до ворот между башнями. Посетитель, приблизившийся к воротам, видит перед собой мост, как бы переброшенный через ров. В действительности это не мост, а декоративное сооружение: ров не продолжается далее, в сторону парка, и поэтому не было необходимости в сооружении моста.

По земляным откосам рва растут молодые клены. Их ярко-зеленая, густая листва скрывает обомшелые стены бастиона. Но особенно хорош Этот уголок парка в дни листопада, когда золотые листья кленов медленно падают и ложатся на черное зеркало канала.

Александровский Кремль – древнейшая жемчужина города Александрова, второй по величине, красоте и богатству после Кремля Москвы.

Кремль был построен в XVI веке по указу Василия III – отца Ивана Грозного. Архитектурный ансамбль - уникальный средневековый дворцовый комплекс, созданный итальянскими и московскими мастерами.

Вся территория кремля обнесена высокой каменной оградой с башнями, построенной в конце XVII века. Форма ограды – неправильный четырехугольник с П-образным выступом у южного входа. По углам поставлены четыре круглые башни со шпилями, соединенные высокой стеной.

Строительство комплекса началось в 1670-х годах. Первыми были возведены стены с северной стороны, а к 1680-м годам были закончены все работы, за исключением восточной части монастыря. Последний, восточный отрезок стены достраивался уже в XVIII веке.

Стены выполнены с соблюдением всех правил фортификации, но большая часть бойниц уже декоративная. Например, машикули – отверстия для навесного боя – лишь имитация. По внешней стороне стен идет декоративный аркатурно-колончатый пояс. Изнутри по всем стенам устроены ниши с углублениями-печурами.

Несмотря на свой внушительный вид, стены никогда не служили оборонительным целям. Зато эти мощные укрепления сохранили для потомков в первозданном виде многие памятники XVI-XVIII веков.

И по сей день на территории Кремля располагается Музей-заповедник "Александровская слобода", а также возрожденный Свято-Успенский женский монастырь.