Дмитровский борисоглебский монастырь. Дмитров

Борисоглебский монастырь расположен в юго-восточной части города, у старой дороги на Троице - Сергиеву Лавру. Точная дата его основания неизвестна, так как в 1610 г., при разорении Дмитрова поляками, в пожаре сгорел весь монастырский архив, поэтому об основании монастыря можно говорить только предположительно, по косвенным источникам. Есть предание, что основал монастырь, как и город, в XII веке князь Юрий Долгорукий. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря относится к XV веку. В 1841 г. под Алексеевским приделом Борисоглебского собора был обнаружен белокаменный крест, «поставленный на Благовещенье в 1462 году». В 1472 г. монастырь упомянут в духовной грамоте Юрия Васильевича, удельного дмитровского князя.

Во второй половине XVII века в связи с развитием поместного землевладения монастырь обрел новых покровителей и вкладчиков, благодаря чему велось интенсивное каменное строительство. Тогда и сложился архитектурный ансамбль монастыря, дошедший до наших дней.

Здания монастыря строились не одновременно. Например, надвратная Никольская церковь относится к XVII веку. Строилась она постепенно с 1672 по 1687 г., а в 1834 г. к ней был пристроен придел Федоровской иконы Божьей Матери.

Собор Борисоглебского монастыря построен, скорее всего, в середине XVI века. Сдержанная архитектура, одинокий купол. С южной стороны строгость архитектуры собора несколько нарушена пристроенным в середине XVII века нарядным Алексеевским приделом.

Кирпичная ограда четырехметровой высоты, толщиной около метра, была выстроена в 1685-1689 гг. и никогда не имела оборонительного назначения. Башни с нависшим вторым ярусом, узкие окна – это все дань прошлому, которое уже в XVII веке входило в моду, и эти элементы – всего лишь стилиза-ция под старину.

Братские кельи в два этажа сооружены из кирпича в последней трети XVII века. Двухэтажный кирпичный оштукатуренный Настоятельский корпус с лаконичными фасадами характерен для монастырского строительства первой половины XIX века. Монастырская гостиница справа от входных ворот восстановлена в 2004 г. В последние годы комплекс дополнен небольшими строениями административно-хозяйственного назначения.

Монастырь был отдан местными властями в 1926 г. под музей. За два года до этого монахов перевели в Николо-Пешношский монастырь. Их место заняли монахини из Турковицкого женского монастыря, эвакуированные с Западной Украины и монахини Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии. Музейщики мирно уживались здесь с насельницами, не возражая против разведения ими огорода, проведения служб. Как могли, музейные сотрудники сохраняли интерьеры и убранство храмов монастыря, настоятельно требовали от Уездного исполкома провести в монастыре ремонт.

В 1932г. монастырские здания и территория, скрытая старыми стенами, приглянулись руководству строительства канала Москва-Волга. В результате после недолгого противостояния учреждение культуры оказалось побежденным всесильным в те времена управлением Дмитлага, входившего в систему Главного Управления лагерей (ГУЛАГ) НКВД СССР, которое руководило стройкой. В монастыре до окончания строительства канала безраздельно и бесконтрольно хозяйничал «Дмитлаг», уничтожая памятники истории и культуры.

Воинская часть, которая разместилась здесь после Управления строительством канала на несколько лет, не изменила внешний вид памятника к лучшему. После десятилетий использования зданий монастыря под различные нужды советских организаций и учреждений монастырь к началу 1990-х годов пришел в такое запустение, что даже субботники, устраиваемые активистами Общества помощников реставраторам, в том числе и музейщиками, были каплей в море и не могли ничего изменить.

В 1993г. началось возрождение монастыря. По благословлению митрополита Ювеналия первым настоятелем монастыря стал архимандрит Роман (Гаврилов) Благочинный церквей Дмитровского округа до 2007г., ныне епископ Серпуховской, викарий Московской епархии. При нем полностью восстановлены: Борисоглебский собор 1537г. (восстановлен четырехъярусный иконостас и роспись главного собора), с приделом в честь Алексия Человека Божия 1656 г. и колокольней XVII в. (на колокольне установлены часы с боем и звонница из 8-ми колоколов от четверти до 40 пудов); надвратная церковь в честь свт. Николая 1687 г. с приделом Федоровской иконы Божией Матери 1834 г.; трапезная, братский корпус, стены с четырьмя угловыми башнями XVII в.; настоятельский корпус первой половины XIX в.

Отреставрированный храм стал одной из святынь Дмитрова, снова стал мужским монастырем во имя святых мучеников Бориса и Глеба. Там, где было монастырское кладбище, разбит цветник, а останки, много раз потревоженные, собраны, захоронены, и над ними в 2004 г. поставлена часовня во имя Святого Духа.

31 августа 2003 г. произошло историческое событие для города - посещение города Дмитрова Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. После Божественной литургии в Успенском соборе, встречи с горожанами на стадионе «Локомотив», Святейший Патриарх посетил Дмитровский Борисоглебский мужской монастырь. После награждения отца Романа орденом преподобного Сергия Радонежского II степени за возрождение церковно-приходской жизни Дмитровского благочиния, в своем слове Святейший Патриарх высоко оценил труды настоятеля и братии монастыря по возрождению порушенных святынь.

6 августа 2004 г. митрополит Ювеналий освятил полностью восстановленный Борисоглебский собор.

6 августа 2006г. у юго-западной стены монастыря установлена скульптура «Борис и Глеб», скульптор Александр Рукавишников, архитектор Ростислав Нарский.

В монастыре живет восемь насельников. Настоятель монастыря игумен Ав-густин. Он один из старожилов монастыря с 1993 г. Сначала Августин просто приезжал, потом совсем остался. В 1994 г. его постригли в монашество, рукоположили в диакона, а в начале 1995 г. – в иеромонаха.

В октябре 2007 г. в обители был освящён источник святой воды.

Источник открыт с раннего утра до 9 вечера, воду в нем можно брать до зимних холодов. Источник обрамлен ажурной кованой решеткой. За образец была взята кованая сень в Силезии (нынешний польский город Болеславец), из-готовленная мастерами Австрийского арсенала в первой половине XVII века. По её подобию кузнецы из Орудьево сделали сень для нашего источника.

Для паломников проводятся экскурсии в монастыре. Можно обращаться в церковную лавку, которая работает ежедневно. С 10 до 15 часов в монастыре готовы принять людей, познакомить их с историей монастыря, открыть храм, рассказать о святынях, но лучше всего договариваться об экскурсиях заранее.

Святыни монастыря: в Борисоглебском соборе находится рака с частицами мощей святых угодников и частичка Креста Господня. Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей. Афонские иконы старинного письма - им уже более ста лет - «Милующая, или Достойно есть», Казанская и «Млекопитательница» Матери Божией. Нетленный гроб преподобномученицы Параскевы, мощи её обретала братия монастыря. В приделе преподобного Алексия, человека Божия есть старинная икона великомученика Пантелеймона.

Обитель живет согласно общежительному уставу – кроме церковного богослужения, братия занята на различных послушаниях: выпекает просфоры и хлеб, изготавливает свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, восстановительными работами и благоустройством территории, начато освоение земельного участка на монастырском подворье. Богослужения в монастыре совершаются ежедневно.

Монастырь проводит экскурсии для паломников, участвует в выпуске православного приложения к районной газете, ведет благотворительную деятельность в детских приютах района и колонии несовершеннолетних. Насельники монастыря с богословским образованием преподают в воскресной школе.

Несколько обителей, носящих имя Бориса и Глеба , однако монастырь в Дмитрове уникален. Рядом с ним установлен памятник святым братьям, причем интересно, что оба они стоят на одном пьедестале и при этом изображены верхом на лошадях.
В самом монастыре хранятся такие святыни, как мощи евангелистов Луки и Матвея, апостола Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста, Георгия Победоносца, святых Петра и Февронии, а также частица Креста Господня. К сожалению, в советские времена мощи Глеба и Бориса были утеряны.
В этот период монастырь был закрыт, многие святыни разграблены и разрушены, но сегодня архитектурный ансамбль восстановили, дополнив современными строениями: Водосвятной часовней, часовней Сошествия Святого Духа (сооружена в честь юбилея Дмитрова). На территории обители расположен птичник, фазанник, она привлекает уютом и обилием зелени и цветов.

Где находится Борисоглебский монастырь

Как добраться до обители

  • Прежде всего необходимо попасть в сам Дмитров. Из столицы это можно сделать электричкой от Савеловского вокзала, а также автобусом , который ходит от метро Алтуфьевская, номер рейса – 401. Доехать можно и автомобилем , двигаясь по Дмитровскому шоссе.
  • В городе удобнее всего использовать общественный транспорт : до монастыря довезут маршрутки №40, 3, 36, 11, 30 или же автобусы №63, 1, 54, 10, 45, 22, 41 и 2. Во всех случаях необходимо выходить на остановке «Улица Минина».

Посещение монастыря

Хотя богослужения в этой обители совершаются каждый день, туристам лучше заранее договориться о посещении и экскурсии. Сделать это можно, связавшись по телефону с церковной лавкой, работающей без выходных.
Обратите внимание, что в обители экскурсии проводятся исключительно с 10.00 до 15.00. Именно в это время посетителям рассказывают о прошлом и настоящем монастыря, его святынях, о жизни Бориса и Глеба.

Важно! Посещение обители требует соответствующего внешнего вида: для женщин это покрытая голова и юбка или платье, закрывающие колени; для мужчин – скромный внешний вид, брюки, а не шорты, непокрытая голова.

На территории обители есть Водосвятная часовня , где все желающие могут набрать освященной воды.
Трапезная работает до 18.00.

Расписание богослужений Борисоглебского монастыря в Дмитрове

Обратите внимание , что акафисты служатся поочередно иконе Богоматери «Нечаянная радость», а также святым Глебу и Борису.

Где остановиться неподалеку

  • Поскольку при обители нет монастырской гостиницы, паломникам и туристам следует заранее подыскать место, где можно переночевать в Дмитрове. Ближе всего к монастырю расположен отель «Четыре короны» , в котором 11 номеров, есть ресторан и бассейн.
  • Также можно остановиться в апартаментах на Школьной, гостиницах Дмитров Град, Кристалл.
  • Еще один вариант – снять жилье в частном секторе города.

История Борисоглебского монастыря в Дмитрове

  1. Основан Борисоглебский мужской монастырь практически в одно время с самим Дмитровом, в XII веке, и сделал это, по преданию, Юрий Долгорукий . Точных сведений об этом нет, поскольку в начале XVII века обитель вместе с архивом сожгли польско-литовские банды.
  2. В ранний период своей истории монастырь подчинялся князьям московским дмитровским, однако позже перешел под руку Патриарха и митрополита. Именно в это время здесь возвели каменный Борисоглебский собор .
  3. Позже, уже после восстановления монастыря, он стал резиденцией Новгородского патриарха Никона , однако в конце XVII века новое возгорание уничтожило значительную часть обители, многие деревянные строения. Возводили их уже из камня, и делали это достаточно оперативно. Таким образом, в девяностых годах XVII века архитектурный облик монастыря стал таким, как сегодня. В это время соорудили и каменную стену с башнями вокруг обители.
  4. В следующем столетии темпы строительства несколько сократились – как и другие монастыри, Борисоглебский пострадал в результате екатерининских реформ, существенно ущемлявших права обителей.

    Знаете ли вы? В Борисоглебском монастыре вели рукописную летопись практически до конца XIX века.

  5. В самом начале XX столетия обитель начали реставрировать на средства местных фабрикантов. Однако результат реконструкции радовал верующих Дмитрова недолго: с приходом революции для монастыря начались черные дни. Изначально его насельники организовали сельхозартель, но вскоре ее упразднили, а монахов перевели в одну из соседних обителей. В Дмитров же переехали инокини из одного из западноукраинских монастырей, а также сестры общины из Рязанской епархии.
  6. Служения в обители окончательно прекратились в 1926 году , и здесь открыли краеведческий музей. Через время территорию монастыря заняло управление «Дмитлага». В этот период были разрушены многие памятники.
  7. В дальнейшем в монастыре квартировали воинские части, размещали разнообразные организации и конторы. Лишь в середине девяностых началось возвращение обители верующим. Постепенно восстановили храмы, часовни, трапезную, очистили и облагородили территорию, библиотеку. Сегодня монастырь впечатляет своим ухоженным видом, отстроенными сооружениями, уютным подворьем.

Фото Борисоглебского монастыря

  • Золотые купола Борисоглебского собора видны издалека.
  • В теплое время года обитель утопает в зелени.
  • Толщина внешних стен монастыря – чуть меньше метра.
  • Часовня Сошествия Святого Духа была построена к юбилею основания Дмитрова.
  • Ажурная Водосвятная часовня привлекает внимание многих паломников.
  • Рядом с обителью стоит уникальный памятник князьям Борису и Глебу.

Борисоглебский монастырь — видео

Борисоглебский монастырь – практически ровесник Дмитрова. В летописи обители немало и светлых, и темных страниц, однако сегодня храмы восстановлены, а территория радует ухоженностью и аккуратностью. Здесь множество цветов, деревьев, а в монастырской пекарне выпекают хлеб, аромат которого моментально пробуждает аппетит.

В Дмитрове - главная достопримечательность этого подмосковного города. Крепость считается одним из самых древних монастырей в Подмосковье. Обитель полностью отреставрирована и завораживает своей провинциальностью, неприступностью и звенящей тишиной.

Дата постройки утеряна

Точная дата основания монастыря до сих пор не установлена. Однако существует много догадок и мнений на этот счет. Так, по некоторым преданиям, в 1154 году сам князь заложил Борисоглебский монастырь. Дмитров был основан в то же время. Однако маловероятно, что это так.

Скорее всего, монастырь построили не раньше конца 15 века. Сохранились письменные источники, в которых впервые упоминается Борисоглебский монастырь. Примером тому может служить завещание, составленное князем Юрием Васильевичем в 1472 году, в котором говорится об обители монахов в Дмитрове. В 1841 году монахи обнаружили старинный крест под приделом собора Бориса и Глеба, расположенного на территории монастыря. На кресте было выбито число, когда его установили - 1462 год.

Существуют также версии, что фундамент монастыря заложили в 1380 годы. Но опять же это только версии. А точную дату основания монастыря, к сожалению, определить невозможно.

Судьба монастыря

Как говорилось ранее, Борисоглебский монастырь документально известен с 1472 года. Это была небольшая пригородная обитель монахов, которая поддерживалась сначала из казны местных князей, а затем московскими государями.

После того как в 1610 году монастырь был частично разрушен войсками гетмана Сапеги, на его восстановление потребовались немалые средства. Новгородский митрополит Никон, ставший вскоре патриархом, лично взялся за реконструкцию крепости, и в 1652 году сделал ее своей подмосковной резиденцией. Однако вскоре патриарх охладел к этому месту и перенес свою резиденцию в другую крепость.

На протяжении долгого времени своего существования Борисоглебский монастырь действовал то в составе других обителей, то самостоятельно. Так, с 1652 года по 1664 он находился в составе новгородского Архиерейского дома. Затем почти двадцать лет действовал самостоятельно. В 1682 году власть над ним получил московский А с 1725 года дмитровская обитель монахов снова стала независимой.

Монастырь не раз достраивался и перестраивался. Первой известной пристройкой стал собор, возведенный в 1537 году в честь великих русских князей Глеба и Бориса. Спустя почти двадцать лет к собору был пристроен придел, посвященный Алексию, человеку Божиему.

В 1672 году в крепости случился сильный пожар. Так как здание было из дерева, оно практически полностью выгорело. После пожара монастырь стали перестраивать заново, но уже в камне. Строительство стен и башен было закончено только через 17 лет.

После Октябрьской революции монастырь стал женским, на его территории открылась трудовая артель. Некоторое время там размещался Музей Дмитровского края. Однако в связи с репрессиями, коснувшимися многих сотрудников заведения, музей пришлось закрыть.

Во время Великой Отечественной войны стены монастыря служили защитой для города. А в самой крепости располагались военный гарнизон и госпиталь.

В послевоенное время монастырь пришел в упадок. Здание стали использовать под склады и жилые комнаты. И только в 1993 году мужской монастырь снова начал действовать.

Архитектурный ансамбль

Главной достопримечательностью монастыря является собор Глеба и Бориса. Это красивый кирпичный храм с позолоченным куполом, увенчанный крестом. Дата постройки указана на одной из плит, встроенных в стены здания. Это 1537 год.

Первоначально собор строился из дерева, однако после пожара в 1672 году его выложили заново - уже из кирпича и камня. В середине 15 века к нему достроили западную паперть и трехъярусную шатровую колокольню с боевыми часами. За время своего существования храм не раз переделывался и реставрировался.

До наших дней не сохранились красивые росписи, сделанные на стенах собора в 1824-1901 годах. Сегодня стены в храме белого цвета. Зато можно увидеть длинные и узкие, как щели, окна, а также белокаменный подвал, сделанный еще в 15-ом веке.

Кроме собора святых Бориса и Глеба, в состав монастыря также входят корпуса Настоятели и Духовного правления, братские кельи, Святые ворота и огромная кирпичная Монастырская ограда с четырьмя угловыми башенками, которая на сегодняшний день лишена оборонительного назначения.

Посетить Борисоглебский монастырь

Дмитров находится совсем недалеко от Москвы. Добраться можно либо на электричке: от до станции Дмитров всего за полтора часа; либо на собственном автомобиле, что еще быстрее: по Дмитровскому шоссе прямо до города.

Адрес монастыря: город Дмитров, улица Минина, 4.

Несмотря на то что обитель в Дмитрове мужская, женщинам также можно пройти на ее территорию, прогуляться вдоль массивных белых стен и преклонить голову у алтаря в соборе Бориса и Глеба. Только не забудьте платок на голову.

Монастыри святых Бориса и Глеба

Между прочим, монастыри с подобным названием существуют и в других городах России, и не только. Так, например, кроме Дмитрова, имеют свой Борисоглебский монастырь Торжок и село Борисоглеб (Владимировская область). В деревне Аносино расположен действующий женский монастырь Бориса и Глеба. Православный Свято-Борисо-Глебский женский монастырь действует в поселке Водяное, расположенном в Харьковской области на Украине.

Не сохранились до наших дней Борисоглебский Песоцкий монастырь и Смоленский, построенный на месте, где был убит святой Глеб. В городе Полоцке (Беларусь) установлен мемориальный камень, посвященный некогда существовавшему там Борисоглебскому Бельчицкому монастырю.

6 августа Церковь чтит память святых мучеников Бориса и Глеба . Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного . Они родились незадолго до Крещения Русской Земли и были воспитаны в духе христианской веры. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Глеб разделял стремление своего брата посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Братья отличались милосердием и добротой, подражая примеру своего отца - князя Владимира, который был милосердным и отзывчивым.

Житие князей Бориса и Глеба

Борис и Глеб были сыновьями великого князя Владимира Киевского (ок. 960 - 28.07.1015 г.) от его жены византийской царевны Анны (963 - 1011/1012 гг.) из Армянской династии, единственной сестры правящего императора Византии Василия II (976-1025 гг.). При святом крещении Борис получил имя Роман, а Глеб - имя Давыд. С раннего детства братья воспитывались в христианском благочестии. Любили читать Священное Писание, творения святых отцов. Горячо желали подражать подвигу Божиих угодников. Борис и Глеб отличались милосердием, добротой, отзывчивостью и скромностью.

Еще при жизни князя Владимира Борис получил в удел Ростов, а Глеб - Муром. Управляя своими княжествами, они проявили мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди людей. Молодые князья были искусными и храбрыми воинами. Незадолго до своего преставления, их отец великий князь Владимир призвал к себе старшего брата - Бориса и отправил его с многочисленным войском против безбожных печенегов. Однако печенеги, испугавшись силы князя Бориса и мощи его войска, бежали в степи.

После кончины в 1015 году Владимира Великого его старший сын от гречанки, вдовы киевского князя Ярополка Святославича (?-11.06.978 г.), Святополк (ок. 979 - 1019 гг.) объявил себя великим Киевским князем. Узнав о смерти отца, князь Борис сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но смиренный Борис распустил войско, не желая междоусобной распри:

Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!

Святополк был изрядно коварным и властолюбивым человеком, не верил искренности слов своего брата Бориса и видел в нем лишь соперника, на стороне которого был народ. Тут же Святополк решился на страшное преступление, подослав к Борису убийц. Борис был извещен об этом, но не стал скрываться. Вспоминая подвиги первых христианских мучеников, он с готовностью встретил смерть. Подосланные Святополком убийцы настигли Бориса за утреней в воскресный день 24 июля (с.ст.) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После богослужения преступники ворвались в княжеский шатер и пронзили копьями Бориса.

Слуга святого князя Бориса Георгий Угрин бросился на защиту своего господина, но тут же был убит. Однако Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал молиться, а потом обратился к убийцам:

Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам.

Тогда один из убийц подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им встретились два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк решился убить младшего брата - Глеба. Святополк вызвал Глеба из Мурома и отправил ему навстречу дружинников, чтобы они умертвили его на пути. В это время князь Глеб узнал о кончине отца и братоубийственном преступлении Святополка. Скорбя об этом, Глеб, как и ранее Борис, предпочел мученическую кончину братской войне. Убийцы встретили Глеба в устье реки Смядыни, недалеко от Смоленска. Убийство князя Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли в гробу, состоящем из двух выдолбленных бревен.

Мученический подвиг князей Бориса и Глеба

Жизнь страстотерпцев князей русских Бориса и Глеба была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. Братья своей волей показали, что за зло нужно воздавать добром. Это было еще ново и непонятно для Руси, привыкшей к кровной мести.

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28).

Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека. «Видите ли, братия , - говорит преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые ».

Русские князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но властолюбивый Святополк оказался наказан за братоубийство. В 1019 году Киевский князь Ярослав Мудрый (ок. 978 - 20.02.1054 гг.) - единокровный брат Бориса и Глеба, один из сыновей князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.

По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит князь Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно библейскому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени , - пишет летописец, - затихла на Руси крамола ». Кровь, пролитая братьями Борисом и Глебом ради предотвращения междоусобных распрей, оказалась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.

Почитание святых Бориса и Глеба

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому князю Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 год), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год). Рассказывают и о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов в позднейшие времена.

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035 гг.).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки князя Глеба, бывшие непогребенными 4 года, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.

Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: князья-страстотерпцы Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.

Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на месте сгоревшей церкви каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства.

Годом канонизации святых страстотерпцев принято считать 1072. Они стали первыми русскими святыми. Однако известно, что греческие архиереи, которые в то время возглавляли Русскую Церковь, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но большое количество чудес, исходивших от мощей святых страстотерпцев, и народное почитание сделали свое дело. Грекам, наконец, пришлось признать святость русских князей. В народном предании святые князья, прежде всего, фигурируют как заступники земли Русской. В честь святых было сочинено немало молитвословий, включая уникальные, знаменитые житийные Паремии, которые сохранялись в русской Богослужении вплоть до начала XVII века.

Число икон, медного литья и других изображений святых Бориса и Глеба - огромно. Практически в любом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи, сегодня можно найти иконы святых самых разных размеров и уровней иконописного мастерства.

Известны также и собственно старообрядческие иконы Бориса и Глеба. Так, после церковного раскола большое распространение получили литые иконы святых, коих существует около 10 разных вариантов.

Также в честь святых названо несколько городов и населенных пунктов.

Установлены следующие дни почитания святых Бориса и Глеба:

  • 15 мая - перенесение мощей святых мучеников князей русских Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Роман и Давыд (1072 и 1115 гг.);
  • 2 июня - первое перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба (1072 г.);
  • 6 августа - совместное празднование святым Борису и Глебу;
  • 24 августа - перенесение ветхих рак святых страстотерпец князей Бориса и Глеба от Вышгорода в Смоленск (1191 г.);
  • 18 сентября - успение святого и благоверного князя Глеба, по плоти брата святого Бориса (1015 г.).

————————

Библиотека Русской веры

Тропарь, глас 2

Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреный Романе, с незлобивым Давыдом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваю, душама же коснутися немогущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующася с лики ангельскими, предстоита Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.

Кондак, глас 3

Восия днесь преславная память ваю благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающее нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающее к рацее мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая, вы бо божественная врача еста.

Храмы в честь святых Бориса и Глеба

Интересно, что почитание святых Борис и Глеба в древней Руси было куда более распространено, чем даже почитание святых равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги. Особенно заметно это по числу храмов, построенных во имя этих святых. Их число достигает нескольких десятков.

Строительство церквей в честь святых князей русских Бориса и Глеба было обширно на протяжении всей истории русской Церкви. В домонгольский период это, прежде всего, церковь в Вышгороде, куда постоянно совершались паломничества.

В честь святых Бориса и Глеба были созданы монастыри: Новоторжский, в Турове, Нагорный в Переславле-Залесском. К началу 70-х гг. XI в. на местах гибели обоих князей были сооружены деревянные церкви, которые со временем были заменены каменными. Одним из центров почитания князей Бориса и Глеба являлся монастырь на Смядыни. В XII в. был воздвигнут существующий поныне Борисоглебский собор в Чернигове.

Аналогичные каменные постройки появились в Рязани, Ростово-Суздальской земле, Полоцке, Новгороде, Городне и других.

Посвящение храмов и монастырей Борису и Глебу не прекращалось и в последующее время. Борисоглебские храмы были построены: в Ростове, Муроме, Рязани, в с.Любодицы (ныне Бежецкий район Тверской области). Несколько церквей были посвящены Борису и Глебу в Новгороде: на воротах кремля, «в Плотниках».

Значительное число Борисоглебских храмов существовало в Москве и предместьях города: у Арбатских ворот, на Поварской улице, верхний храм церкви в Зюзине, а также в Подмосковье.

В XIV - начале XX вв. существовали монастыри во имя Бориса и Глеба: Ушенский на берегу реки Ушны близ Мурома, в Новгороде «с Загзенья», в Полоцке, на реке Сухоне в Тотемском уезде Вологодской губернии, в Сольвычегодске, в Можайске, в Переславле-Залесском «на песках», в Суздале, в Чернигове.

В 1660 г. иноки Межигорского Преображенского монастыря получили грамоту от царя Алексея Михайловича на построение обители «на крови» Бориса, однако монастырь по неизвестным причинам не был создан. В 1664 г. протопоп переяславского Успенского собора Григорий Бутович поставил здесь каменный крест. В конце XVII в. упоминается храм во имя Бориса и Глеба неподалеку от места гибели Бориса.

В настоящее время действующими являются первый на Руси Новоторжский Борисоглебский монастырь в г. Торжок Тверской области, Борисоглебский на Устье мужской монастырь в поселке Борисоглебском Ярославской области, Борисоглебский монастырь в Дмитрове, Аносин во имя Бориса и Глеба, Борисоглебский женский монастырь в Истринском районе Московской области, Борисоглебский женский монастырь в селе Водяное Харьковской области, Украина.

В Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и других старообрядческих согласиях нет ни одного храма, посвященного святым князьям - страстотерпцам Борису и Глебу. Что, надо признать, свидетельствует об упадке почитания русских святых в старообрядчестве. Вместе с тем надо отметить, что страстотерпцы по-прежнему почитаются в южнославянских странах, а в Московской Патриархии периодически открываются новые храмы и монастыри во имя этих святых.