Форма одежды московско окское управление речного пароходства. Московский водный общественный транспорт (речные трамваи)

Речной трамвай «Дружба»

Водный общественный транспорт (речные трамваи) - одним из видов городского транспорта Москвы, в большей мере являющийся экскурсионно-рекреационным, нежели общественным пассажирским транспортом. Он представляет собой совокупность маршрутного движения по Москве-реке на трёх независимых участках, движение по каналу им. Москвы (к 90-м годам имеющего только рекреационную роль) и водные переправы через Москва-реку (последние одна за другой закрываются с начала 2000-х годов). В настоящее время мэр Москвы Лужков неоднократно высказывает идею развития водного транспорта с целью разгрузки других видов общественного транспорта.

В Москве речные трамвайчики появились в 1923 году. Первоначально ими заведовало Московско-Окское управление речного транспорта, а в 1933 году было организовано специализированное Московское пригородное пароходство. Флот пароходства состоял из 70 небольших катеров производства Городецкой верфи, бравших на борт 40 - 100 пассажиров. В довоенной Москве популярностью пользовались маршруты Каменный мост - Заозёрье и Дорогомиловский мост - завод АМО.

Начиная с шестидесятых годов действовали пригородные линии, обслуживавшиеся скоростными судами на подводных крыльях; так, например, популярны были линии по каналу имени Москвы к бухте Радости и Пестовскому водохранилищу.

Постепенно водный транспорт в Москве перестал выполнять роль общественного и перешёл в экскурсионно-прогулочную нишу. Оператором московских рейсовых речных трамваев является Столичная судоходная компания.

После Великой Отечественной войны в Москве получили распространение речные трамваи типа «Москвич» (которые строились тут же, в Москве). Потом их сменили более современные суда типа «Москва».

На пригородных линиях работали скоростные суда «Ракета».

Маршруты

Москва-река

Единственный регулярно работающий в течение всей навигации маршрут: Киевский вокзал - Новоспасский мост (работает ежедневно, интервал движения составляет ок.50):

  • Киевский вокзал
  • Воробьёвы горы (800 м от станции метро «Воробьёвы горы»)
  • Фрунзенская набережная, в 2009 году теплоходы на данном причале не останавливаются
  • Парк культуры
  • Крымский мост (400 м от станции метро «Парк культуры»)
  • Театр Эстрады (Большой Каменный мост) (на Берсеневской набережной, в настоящее время рейсовые теплоходы на этом причале не останавливаются)
  • Большой Устьинский мост (на Москворецкой набережной)
  • Новоспасский мост (750 м от станции метро «Пролетарская»)

В 2009 году цена билета на маршрут «Киевский вокзал - Новоспасский мост» составляет 400 рублей для взрослых и 150 - для детей. Льготы не предоставляются никому.

Маршрут выходного дня (3 - 4 рейса в день) Парк культуры - Печатники c остановкой на Южном речном вокзале.

Маршрут Коломенское - Братеево - Марьино. Активно используется для доставки жителей одноимённых районов к зоне отдыха и историческому комплексу Коломенское.

«История»

До Октябрьской революции

26 января 1857 года, гвардии капитан и житель города Касимова Геннадий Николаевич Львов подал прошение об организации пароходства по рекам Москве, Оке и Волге. Прошение было удовлетворено 29 мая того же года приказом «по ведомству путей сообщения и публичных зданий № 105». Официально же свою историю Московское речное пароходство отсчитывает от 1858 года, когда начались первые регулярные рейсы. 29 апреля пароход «Москва» и 4 мая пароход «Николай» отправились с грузом и пассажирами из Москвы в Нижний Новгород и в Коломну.

«Новости»

Яхту Сталина» оставят в Москве

ФГБУ «Канал имени Москвы» выкупит за 20 млн руб. у Московского речного пароходства (МРП) теплоход «Максим Горький», построенный в 1934 году и известный как «яхта Сталина». Судно планируется отреставрировать, пришвартовать в московском парке Горького и сделать из него музей, посвященный истории канала. ФГБУ намерено найти внешнего инвестора, который вложит в модернизацию еще 50 млн руб., но неясно, удастся ли вернуть средства. Так, в МРП идею «судна-музея» сочли хорошей, но лишь в качестве «образовательного проекта»

«Яхту Сталина» могут продать в Азербайджан за 20 миллионов рублей

Московское речное пароходство (МРП) намерено продать построенный в 1934 году теплоход «Максим Горький», известный как «яхта Сталина». Его эксплуатация стала нерентабельна из-за высокой стоимости.

Переговоры о продаже судна идут с Азербайджанским каспийским морским пароходством, которое может создать на нем музей морского флота, рассказал «Коммерсанту» гендиректор МРП Константин Анисимов.

Также на теплоход претендует администрация Нижнего Новгорода. Для города, по мнению Анисимова, «Максим Горький» - «знаковое судно», поскольку построено на местных верфях, а в 2018 году отмечается 150 лет со дня рождения писателя.

Свою историю Московское речное пароходство ведет с 29 мая 1857 года, когда приказом «по ведомству путей сообщения и публичных зданий №105 Гвардии Капитану Львову, согласно поданной им просьбе, дозволено учредить буксирное и пассажирское пароходство по р. Москве от г. Москвы до впадения сей реки в Оку, по Оке от г.Орла до Нижнего Новгорода и по р.Волге от г.Твери до Симбирска». Тем самым было организовано судоходство по рекам Москве и Оке с указанием границ пароходства от города Москвы по реке Москве до ее устья, по реке Оке от города Орла до Нижнего Новгорода и по реке Волге от города Твери до города Симбирска. Об открытии пароходства в Москве сообщалось в газетах того времени: в «Ведомостях московской городской полиции»‘ за 1858 г. в № 88, в «Известиях» от 3 мая 1858 года. Именно эта дата и стала считаться датой основания Московского речного пароходства.

С этого момента началось планомерное развитие перевозок на этих участках рек, начали строиться новые типы грузового и пассажирского фота, началось интенсивное внедрение паровой тяги, и постепенный отказ от проводки судов силами бурлаков и лошадей.

В конце XIX начале XX века началось строительство пристаней (до этого выгрузка и погрузка производилась на необорудованные берега) в Москве и крупных перевалочных пунктах (Орле, Рязани, Касимове, Муроме, Н-Новгороде и др.), где уже начали применять механические грузоподъемные механизмы наряду с ручным трудом.

В это же время начла развиваться и инфраструктура водных путей и судоходства, появлялись новые маршруты доставки грузов и пассажиров, новые пароходы, строились новые пристани, развивалась путейская служба, модернизировались гидротехнические сооружения, строились новые судостроительные и судоремонтные предприятия и зимние отстойные пункты.

Все это послужило основой для укрепления роли водного транспорта в жизни и развитии Москвы и прилегающих регионов. После Октябрьской Революции 1917 года, флот частных судовладельцев был национализирован на основании «Декрета о национализации флота» подписанного В.И. Лениным, предстояло собрать в единое транспортное хозяйство разрозненный флот, организовать централизованное управление предприятиями водного хозяйства, осуществлять ремонт и подготовку флота к навигации. К началу навигации 1918 года было национализировано в Московско-Окском бассейне 165 самоходный и 814 несамоходных судов. Впоследствии в связи с Гражданской войной периодом начального становления Советской власти большая часть флота пришла в негодное состояние и была поставлена на прикол или списана, ремонтная база была также разрушена, не хватало профессиональных работников для ремонта и эксплуатации флота.

Начиная с конца 20-х годов XX века начался подъем водно-транспортного хозяйства Московско-Окского бассейна, были построены новые судостроительные предприятия, стал строиться новый флот и ремонтироваться старый.

В 30-х годах XX века, на волне бурного роста промышленного производства и строительства канала им. Москвы, роль водного транспорта в Московском регионе значительно выросла, было построено большое количество нового флота специально спроектированного для движения по вновь построенному каналу и рекам региона, были построены новые заводы, ремонтные базы и пункты зимнего отстоя флота. В связи со строительством новых портов и пристаней были значительно увеличены объемы перевозки грузов и пассажиров. Повысилось качество и оперативность обработки судов за счет внедрения новой перегрузочной техники. Появились новые профессиональные кадры береговых и плавательских специальностей за счет открытия специализированных образовательных учреждений.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. флот пароходства использовался для эвакуации населения Москвы и перевозки оборудования эвакуируемых промышленных предприятий в тыл, обратно в Москву по воде доставлялось топливо и продовольствие. Судостроительные предприятия принадлежащие пароходству перешли на выпуск военной продукции (снарядов, патронов и др.)

Послевоенное восстановление флота, предприятий и инфраструктуры водных путей дало новый толчок развитию Московского региона, в Москву по водным путям завозилось новое оборудование для восстанавливаемых и новых предприятий, строительные материалы и топливо. Активно модернизировались порты и гидротехнические сооружения, вводились новые методы труда, строились новые суда. Суда пароходства осваивали новые линии перевозки грузов, появились новые методы добычи строительного песка из русел рек при помощи землесосов с погрузкой его в специализированные суда. Получили распространение новые методы в буксировки несамоходных судов – методом толкания, для чего строились новые буксиры-толкачи и специализированный несамоходный флот. Развивались и транспортные пассажирские линии, строились новые суда для пригородного пассажирского сообщения и для отдыха населения. Появились новые типы флота река-море плавания позволившие перевозить экспортные грузы без перевалки.

Династия Костиных

Есть в Сасовском районе Рязанской области старинное село - Шевалийский Майдан, в народе называют его Шев-Майданом шкиперским. Здесь еще в прошлом веке начали свою родословную многие династии российских речников. Так, династия российских речников Костиных началась с Терентия Логиновича.

Самойлов Терентий Логинович родился в 1879 году в селе Шев-Майдан, Рязанской области. Начинал работать бурлаком на Волге, затем на баржах МОУРП (Московско-окское управление речного пароходства) с 1929 по 1933 год.

Дочь Терентия Логиновича - Самойлова Евдокия Терентьевна (по мужу - Феклина) родилась в 1906 году в селе Шев-Майдан, Рязанской области. Работала матросом на баржах МОУРП с 1930 по 1948 год. Работала на баркасах и деревянных баржах. Награждена медалью «Мать-героиня».

Муж Евдокии Терентьевны - Феклин Фрол Иванович родился в 1901 года в селе Шев-Майдан, Рязанской области. Окончил курсы шкиперов. Работал матросом, затем шкипером на баржах МОУРП (в последствии МРП) с 1930 по 1961 год. Работал на баркасах, деревянных баржах и на пристани.

Дочь Фрола Ивановича - Феклина Елена Фроловна (по мужу - Костина) родилась 1929 году в селе Шев-Майдан. Работала в должности матроса на баржах МОУРП и МРП (Московское речное пароходство) с 1946 по 1996 год. Работала на грузовых баркасах, на деревянных баржах, на металлических баржах 7055, 8168, 7009. Награждена медалями: «Ветеран труда» и «300 лет Российскому флоту».

Муж Елены Фроловны - Костин Иван Федорович родился в 1927 году в селе Шев-Майдан, Рязанской области. Окончил курсы шкиперов. Работал матросом, потом шкипером на баржах МОУРП и МРП с 1944 по 2000 год. Работал на деревянных баржах типа «полгусяна» «гусяна», «площадка 7443», на металлических баржах 7055, 8168, 7009, нефтеналивной флот МН-40, МН-28. Награжден медалями: «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту», «850 лет Москвы» и «Ударник 11-ой Пятилетки».

Сын Ивана Федоровича - Костин Павел Иванович родился в 1957 году в городе Рязань. Окончил Рыбинское речное училище имени В.И. Калашникова (в 1976 году) и Школу командного состава (в 1977 году).

Работал электромехаником, потом штурманом, потом капитаном на грузовых теплоходах МРП (с 1975 года). В настоящее время работает в порту Серпухов (МРП) в должности сменного помощника начальника эксплуатационного отдела. Работал на теплоходах типа «Ока», «РТ», «Москвич». Награжден медалями: «300 лет Российскому флоту», «Ударник 12-ой Пятилетки», имеет три знака за безаварийное плавание и звание «Специалист высшего класса».

Жена Павла Ивановича - Костина Галина Сергеевна родилась в 1964 году в деревне Хутор-Гриммы, Орловской области. Окончила курсы моториста-матроса. Работала с 1982 года в должности матроса в МРП на грузовых теплоходах. С 1991 по 2010 год работала матросом на т/х «Москвич» МРП «порта Серпухов».

Сын Павла Ивановича - Костин Алексей Павлович родился в 1983 году в городе Серпухов, Московской области. Окончил ГПТУ, школу командного состава (в 2004 году).

История Московского речного пароходства началась в 1858 году, когда гвардии капитан Г.Н.Львов первым рейсом пароходов "Москва" и "Николай" открыл судоходство по Москве-реке. Приказом от 29 мая 1857 года №105 по ведомству путей сообщения и публичных зданий ему было разрешено учредить пароходство в границах от города Москвы по реке Москве до ее устья, по реке Оке от Орла до Нижнего Новгорода и по реке Волге от Твери до Симбирска.

Развитию судоходства на реке Москве способствовало строительство в 1874-1877 годах шести плотин со шлюзами (Перервинская, Бесединская (ныне им. Трудкоммуны), Андреевская, Софьинская, Фаустовская и Северская), обеспечивших проход судов с осадкой до 90 см от устья реки до города Москвы.

Прогрессивная паровая тяга постепенно вытесняла проводку судов силами бурлаков и лошадей. Строительство пароходов для Московско-Окского бассейна в основном велось в Выксе, Коломне, Муроме, Рыбинске, Гороховце. В 1900 году здесь насчитывалось 106 паровых судов, причем 96 из них были построены на отечественных заводах.

В 1903 году в России появился первый теплоход в мире - на нефтеналивную речную баржу "Вандал" были установлены 3 судовых дизельных двигателя, каждый мощностью в 120 л. с., которые приводили в движение винты при помощи электрической передачи, состоявшей из трёх генераторов и электромоторов. В относительно небольшие сроки российская промышленность успешно освоила выпуск теплоходов, и к 1914 году на Волге их было уже около двухсот, а число крупных теплоходов составляло 48 (пассажирских и грузопассажирских - 16, грузовых - 12, буксиров - 20). По сравнению с пароходами теплоходы имели следующие преимущества: более высокий КПД, меньший расход топлива (а, следовательно, большую грузоподъёмность и больший запас хода), более высокая надёжность двигателя. Перевозили по рекам бассейна в основном лес и дрова - 42%, строительные материалы - 21%, нефть и нефтепродукты - 13%, хлебные грузы - около 5%. К началу навигации 1918 года в Московско-Окском бассейне было национализировано 165 самоходных и 814 несамоходных судов, которые были переданы в ведение Главного управления водного транспорта Народного комиссариата путей сообщения. Только в конце 20-х годов начался подъем речного транспорта, разрушенного гражданской войной. В 1931 году было организовано Московско-Окское управление речного пароходства (МОУРП). После строительства канала "Москва-Волга" (1932-1937) роль водного транспорта в Московском регионе существенно выросла. Были введены в строй новые судоремонтные заводы и порты, ремонтные базы и пункты зимнего отстоя флота, спущено на воду большое количество новых судов, специально спроектированных для движения по вновь построенному каналу и рекам региона. Для эксплуатации этого флота было создано пароходство "Москва-Волга канал" (МВК).

В годы Великой Отечественной войны главной задачей московских речников была эвакуация населения и оборудования промышленных предприятий в тыл, доставка продовольствия и боеприпасов для фронта. Особую роль они сыграли в обеспечении столицы дровами. Судостроительные предприятия, принадлежащие пароходству перешли на выпуск военной продукции (снарядов, патронов, аэросаней и др.). Суда с деревянным корпусом вошли в состав Волжской военной флотилии и использовались в качестве тральщиков при обороне Сталинграда. Московские речники сражались в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота. Их славные дела и подвиги отмечены орденами и медалями СССР, девятнадцати присвоены звания Героя Советского Союза, трое стали полными кавалерами ордена Славы.

Послевоенное восстановление народного хозяйства дало толчок развитию речного транспорта. В Москву по водным путям завозилось оборудование для восстанавливаемых и новых предприятий, строительные материалы и топливо. Реконструировались порты, гидротехнические сооружения, заводы, строились суда и жилье для речников. В 1954 году МОУРП и пароходство "Москва-Волга канал" были объединены в Московское речное пароходство.

Широкое распространение получили прогрессивные методы труда: вождение несамоходных судов методом толкания (для чего строились новые буксиры-толкачи и специализированный несамоходный флот), бригадный метод работы судов, совмещение профессий на судах, добыча строительного песка из русел рек с помощью землесосов с погрузкой его в специализированные суда. Развивались и транспортные пассажирские линии, строились новые суда для пригородного пассажирского сообщения и для отдыха населения. Появились новые типы флота "река-море", позволившие перевозить грузы без перевалки сквозными рейсами с Волги в море и обратно. В 1976 году за большой вклад в развитие речного транспорта Московское речное пароходство награждено орденом Трудового Красного Знамени. В это время пароходство представляло собой мощное транспортное объединение, включавшее 13 портов, пассажирское управление и 6 промышленных предприятий. Объем перевозок грузов достиг 66 млн. т, пассажиров - 10 млн. человек. Пароходство вышло на международный рынок туризма и стало самостоятельно организовывать речные круизы для туристов из Германии, США, Польши и других стран. В 1994 году в процессе проводимой в Российской Федерации широкомасштабной приватизации государственной собственности Московское речное пароходство было преобразовано в акционерное общество открытого типа с закреплением контрольного пакета акций в федеральной собственности. Кризис экономики страны в эти годы отразился и на деятельности пароходства. Высокие темпы инфляции, неплатежи, недостача оборотных средств вызвали сбои в снабжении судов топливом и материалами, продолжительные задержки с выплатой заработной платы. Но уже с 1996 года благодаря активизации строительной деятельности в Москве, сооружению Московской кольцевой автодороги и созданию крупнейшего района столицы в Марьино объемы перевозок речным транспортом песка и щебня росли высокими темпами. И значительная доля этих грузов доставлялась судами Московского речного пароходства. Развитие хозяйственной деятельности позволило стабилизировать финансовое состояние пароходства, создать необходимые резервы для ремонта и модернизации судов и портовой техники, ликвидировать задолженность персоналу по заработной плате. К началу XXI века пароходство крепко стояло на ногах, выполняло договорные обязательства и обеспечивало потребности предприятий Москвы и ближайших регионов в перевозках грузов, предоставлении услуг пассажирам на местных и туристических линиях.

Сегодня Московское речное пароходство - крупное транспортное предприятие в Московском бассейне, которое располагает современными пассажирскими лайнерами, прогулочными и банкетными теплоходами, мощным грузовым флотом.