Главные достопримечательности Боснии и Герцеговины. Неум, Сараево, Мостар

Старый базар - уникальное местечко в Мостаре.

Старый базар располагается в центре города. Это одна из самых старых частей города Мостар: небольшая красивая мощеная улица, образовавшаяся в середине XVI века, на которой можно найти ремесленные магазинчики и традиционные рестораны.

В прошлом это место было своеобразным "деловым центром" региона: в эпоху Османской империи здесь находилось более 500 мастерских. Несмотря на изменения с течением времени эта улочка сохранила свой своеобразный внешний вид со множеством мечетей, небольших гостиниц, а также некоторыми ремесленными мастерскими, например, мастерскими по работе с медью или по плетению ковров.

Старый базар, несомненно, является одной из главных достопримечательностей всего района. Это пример архитектуры, и в то же время повседневной жизни Мостара. Небольшие рестораны, где можно попробовать традиционные блюда, и переполненные кафе отлично характеризуют местную атмосферу.

Озеро Ябланица

Озеро Ябланица - это искусственно созданный в 1953 году водоем. Озеро находится в центральной части Боснии и Герцеговины, недалеко от города Мостар.

Озеро было создано после строительства плотины на реке Неретва, которая окружена горными вершинами. Ябланица представляет собой водоем вытянутой формы и имеет ширину до 3 километров.

Это место популярно не только среди туристов, но и у жителей Боснии и Герцеговины, которые каждый год приезжают сюда, чтобы насладиться красотой и безмятежностью природы, поплавать, покататься на лодках и, конечно же, половить рыбу.

А какие достопримечательности Мостара вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Дворец Тито

Дворец Тито расположен в городе Мостар. Этот дворец являлся резиденцией бывшего Югославского лидера Иосипа Броз Тито.

Тито являлся главным лицом страны с 1945 по 1980 год, до самой своей смерти. Дворец был разрушен во время Второй Мировой войны. Это архитектурный памятник несет в себе культурную ценность для страны, однако с тех пор никаких мероприятий по реставрации дворца не производится. Объект представляет собой полуразрушенное здание, руины, где сохранились лишь стены. Сегодня это заброшенное, пустынное здание остается часто посещаемым туристами местом.

Река Радобла - небольшая живописная речушка, протекающая через город Мостар в Боснии и Герцоговине. Радобла является одним из многочисленных притоков более крупной реки Неретвы.

Радобла - это очень непостоянная река. В период жары она представляет из себя небольшой грязный ручеёк, лениво текущий в сторону Неретвы, зато после обильных дождей Радобла превращается в бурный и шумный поток. Русло реки почти полностью искусственное - в Средние века Радобла приводила в движение многочисленные водяные мельницы, некоторые из которых сохранились до наших дней.

Через речушку переброшен так называемый Гнутый мост, который действительно имеет необычную, выгнутую форму. С моста наблюдать за речкой интереснее всего - именно здесь собираются многочисленные туристы и фотографы.

В целом, Радобла - небольшая, но очень интересная достопримечательность Мостара. И хотя во время засухи она представляет из себя унылое зрелище, в дождливую погоду река преображается. К тому же Радобла - часть городской истории, и без неё знакомство с городом вряд ли можно назвать состоявшимся.

Старый город Мостар

Город Мостар является пятым по величине городом в Боснии и Герцеговине. Возводился город в период с 1520 по 1566 года. Назван в честь моста, построенном в 16 веке турками, во времена Османской империи.

Назначение города было в охране старого моста над рекой Неретвой. Сегодня этот мост, 20 метров высотой и 28 метров длинной, является важнейшей достопримечательностью города и образцом исламской культуры на Балканах. Мост расположен в историческом центре города. Мостар сочетает в себе архитектуру различных стилей. Это место является и важнейшим туристическим центром страны. Здесь есть международный аэропорт, хорошо развит железнодорожный и авто транспорт.

Старый мост Мостара

Мостар – очаровательный старинный город, второй по величине город страны и её неофициальная столица. Хаос исторических торговых и военных перемещений отметил его особым колоритом, свойственным многим поселениям этой части мира. В нем много разнообразных памятников. Но визиткой считается Стари-мост (старый мост), построенный в конце 16 века. Уникальным инженерным сооружением гордится вся страна, он включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Круто выгибаясь над зеленоводной Неретвой, мост является центром почти идиллического пейзажа, в котором есть и южный колорит, и пленительные краски, и безупречная гармония.

К сожалению, мост был практически разрушен в ходе боснийской войны 90-х годов прошлого века. В 2004 году был восстановлен. И теперь в нем появилась новая драматическая нота, напоминающая о несправедливости жизни.

Гора Hum

Hum Mountain (Hum Hill) – небольшая гора, расположенная в центральной части Боснии и Герцеговины. В высоту составляет всего 1280 метров над уровнем моря. Отсутствие высоких пиков и скал, покрытых снегом, делает эту вершину не очень популярной среди туристов.

Главной достопримечательностью горы Hum является огромный белый крест, высотой более 33 метров. Его видно из любой точки Мостара, даже ночью, благодаря яркому освещению. Этот крест был возведен в 2000 году как религиозный символ католической веры в Мостар, и с тех пор является причиной разногласий и споров между мусульманами и католиками города.

Туристам, далеким от религиозных споров, будет интересно побывать на горе Hum весной, когда она вся покрывается самыми причудливыми цветами всевозможных расцветок.

Кривой мост

Кривой мост (Kriva Cuprija) – одна из главных туристических достопримечательностей Мостара, средневекового города, являющегося самым крупным городом в Герцеговине и вторым по величине в стране в целом.

Кривой мост находится неподалеку от известного Старого моста, который считается символом Мостара, и соединяет берега речушки Радобля, впадающей в Неретву. Этот небольшой каменный арочный мост настолько стар, что не сохранилось никаких письменных источников, которые могли бы пролить свет на дату его строительства и имя автора проекта, хотя определенное сходство архитектурных форм Старого и Кривого мостов бросается в глаза. Несмотря на его название, арка Кривого моста представляет собой идеальный полукруг 8,56 метров в ширину и 4,15 метра в высоту. Каменные ступени позволяют туристам подняться на вымощенный булыжником мост с любого берега речушки.

Основная часть Кривого моста была разрушена в результате наводнений в декабре 2000 года. По этой причине ЮНЕСКО был инициирован проект реконструкции, который финансировался Великим Герцогством Люксембург. Проект был завершен в 2001 году.

Самые популярные достопримечательности в Мостаре с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Мостара на нашем сайте.

Индивидуальные и групповые

Мостар - город, которому очень сильно досталось во время Боснийской войны 1992-1995 гг. Ныне, один из самых популярных туристических городов Боснии и Герцеговины. Название города означает «страж моста» и связано со «Старым Мостом», построенным в 1566 году и входящим в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Разрушенный в ходе Боснийской войны и восстановленный в 2004 году, мост теперь символизирует возврат страны к мирной жизни.

1. Мостар был основан, ориентировочно, в 15 веке, как предмостное укрепление на торговом пути между побережьем Адриатики и внутренними районами Динарского нагорья. Город видел множество армий захватчиков, что отразилось на его колоритном внешнем облике.

2. Сильный урон многовековой красоте города нанесла последняя война. Множество исторических зданий и сооружений пострадали или были разрушены, а население города уменьшилось наполовину.

3. Типичная для города картина. Люди возвращаются в свои полуразрушенные дома, и потихоньку восстанавливают прежний быт. Медленно но верно город затирает эхо войны.

5. Визитная карточка города - Стари-мост ("старый мост", построен зодчим Мимаром Хайруддином в 1566 году), выгнувший свою крутую спину на 20 метров над зелеными водами Неретвы, уникальное инженерное сооружение средневековья, является одним из главных архитектурных памятников страны.

2013 год. По сути, на фотографии заново построенный мост.

1998 год. На месте разрушенного моста - подвесной.

7. Мост был разрушен огнем хорватской артиллерии в ноябре 1993 года, и восстановлен лишь в июле 2004 г. Деньги на восстановление исторического памятника собирались во всех странах мира. 23 июля 2004 года Старый мост был торжественно открыт в присутствии высокопоставленных гостей. Как напоминание о войне - у входа на мост находится камень, а на нём слова: «Не забывайте 1993 год!».

8. Вокруг этого моста сейчас множество ресторанчиков и сувенирных лавок. А каждый год в последних числах июля проходит фестиваль прыжков с моста. Эта традиция тянется еще с 16 века, о чем упоминают древние турецкие историки. В прыжках с 24-метрового моста есть две категории: «на ноги» и «на голову». Даже когда в 1993 году этот мост был разрушен, местные жители надстроили на руинах деревянный трамплин, чтобы традиция фестивалей не прерывалась.
В обычные же дни, на мосту туристов развлекает парень, собирает с прохожих деньги, и когда набирается необходимая сумма, он прыгает на потеху публики с моста в воду.

9. Вид с моста.

10. На правом берегу реки находится башня Халебия или Человина. С 1716 г. она использовалась в качестве тюрьмы.

11. Сразу за ней, в 100 метрах от Старого моста стоит мечеть Хаджи-Курт или Табачица с двадцатиметровым минаретом. Она представляет собой шедевр турецкой архитектуры.

12. Внизу не менее красивые виды.

14. Башенка при входе на мост.

15. Естественно не всем постройкам так "повезло" как мосту. Многие здания так и стоят полуразрушенными.

16. На первых этажах со времен войны лежат мешки с песком.

17. Стены в дырах от пуль.

18. Да и не только стены.

19. Город патрулируют военные.

20. Но отойдем немного от темы войны. Посмотрим на городской транспорт. Больше всего тут любят старенькие малолитражки, особенно VW golf. Но встречаются и Lamborghini.

21. Тесно парковаться во дворах? Тут паркуются впритык к стенам.

22. Почти все туристы которые приезжают в город, обязательно заходят на местный рынок.

23. Помимо фруктов и турецких шелков, популярностью пользуются товары времен Боснийской войны. На рынке можно на заказ сделать ручку из гильз от АК-47, с любой гравировкой. Или купить разрисованный узорами снаряд от танка (естественно не боевой уже).

28. Самые обычные для этого города окна.

29. Флаг Боснии и Герцеговины.

30. Фонарь.

31. Мостар.

33. Эхо войны.

Следующий пункт, осажденный во время Боснийской войны город Сараево, столица Боснии и Герцеговины.
И если вам было интересно

Мостар от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Мостаре.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Один из самых разнообразных в этническом плане городов Боснии и Герцеговины, Мостар живописно раскинулся по обеим сторонам реки Неретвы. Две части Мостара соединяет знаменитый Старый мост, некогда давший имя самому городу. Бурная история постъюгославских времён, увы, порядком разрушила былое великолепие - старинные здания оттоманской эпохи сильно пострадали от бомбардировок, да и сам Старый мост был почти стёрт с лица земли, его восстановили только в 2004 году. Несмотря на столь печальное прошлое, сегодня Мостар - удивительно красивый, радушный и живущий полной жизнью город с интересными достопримечательностями в старом центре и массой живописных мест в окрестностях.

Мостар разделён на хорватскую (христианскую) и боснийскую (мусульманскую) части - во времена балканского конфликта фактически, сейчас же - скорее виртуально, тем не менее некоторые ограничения - например, на маршруты общественного транспорта - это накладывает.

Как добраться до Мостара

Прибыть в Мостар из прочих городов Боснии и Герцеговины можно на автобусе (удобнее всего) и на поезде. Авто- и железнодорожный вокзал соединены в единый транспортный узел, расположен он в самом центре города. Чаще всего автобусы прибывают из Сараево - практически каждый час; время в пути из столицы - около 2,5 часов, проезд обойдётся в 20 BAM. Ещё из Сараево в Мостар можно приехать на поезде: путешествие займёт те же 2,5 часа, степень комфорта - чуть меньше, однако вид из окна открывается потрясающий: горные гряды, виадуки, тоннели и опасные повороты. Стоимость проезда - около 11 BAM, в день на маршрут выходят три поезда, самый ранний отправляется в 7:55 утра.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Также на автобусе в Мостар можно добраться из хорватских Плоче и Дубровника (3-4 часа в пути, проезд - 30 BAM), Сплита , Подгорицы , Загреба и Яйце, а также Белграда . Поезда следуют в Мостар не только из Сараево, но и из «заграничных» Загреба (дважды в день) и Плоче (также два поезда в сутки). А вот в аэропорту Мостара не слишком активно - туда прибывают лишь итальянские чартеры с паломниками в Медугорье.

Поиск авиабилетов в город Сараево (ближайший а/п к Мостару)

Транспорт в городе

По историческому центру Мостара удобно и не утомительно передвигаться пешком: расстояния здесь небольшие, обе стороны улиц так и запружены достопримечательными зданиями.

Для более дальних вылазок имеет смысл воспользоваться муниципальными автобусами. Проезд стоит 1,80 BAM, билеты продаются в уличных киосках или у водителя. Дневной проездной без ограничения числа поездок обойдётся в 5 BAM. На междугородние автобусы, понятное дело, его действие не распространяется. Ещё можно шикануть и разъезжать по Мостару на такси. Короткая поездка обойдётся примерно в 5 BAM, длинная при всех раскладах не будет стоить больше 10-12 BAM.

Старый мост, давший название Мостару, был построен турками в 1566 году, разрушен в 1993 и восстановлен в 2004.

Погода

Отели Мостара

В Мостаре неожиданное для столь небольшого города количество гостиниц, пансионов и апартаментов. На мега-сервис рассчитывать не стоит, но просторные чистые комнаты со всем необходимым в комплекте найти вполне реально, причём по очень приемлемой цене. В целом, в симпатичной «двушке» или уютном семейном пансионе, хоть и «беззвёздном», можно остановиться за 15-25 EUR за ночь. Имея 40 EUR в кармане, можно претендовать на повышенный уровень комфорта, самый дорогой отель не будет стоить дороже 70 EUR.

Кухня и рестораны

Рабочий, вернее, «отдыхательный» «перекус» в Мостаре - всевозможные вариации мясных пирожков буреков, местного варианта кебаба под названием чевапы и пирогов «пита» с разнообразными начинками. Также можно недорого и сытно отобедать пиццей-пастой (итальянцы и сюда успели добраться). В ресторанах среднего уровня стоит попробовать традиционные боснийские и сербские блюда, обед из трёх блюд в таких заведениях обойдётся в 18-25 BAM.

Шопинг и магазины

В поисках сувениров стоит заглядывать в магазинчики при достопримечательностях. Наибольший выбор памятных вещичек из Мостара можно найти в окрестностях Старого моста и около дома Муслибеговица. Ещё неплохой выбор сувениров в магазинах на бульваре Революции.

Мостар, этап кубка мира Red Bull Cliff Diving

Гиды в Мостаре

Развлечения и достопримечательности Мостара

Главная достопримечательность Мостара - Старый мост через Неретву, соединяющий две части города. Он был построен турками в 1566 году, разрушен в 1993 и восстановлен в 2004, причём при реставрации постарались максимально использовать первоначальный материал, для чего многие блоки разрушенного моста подняли со дна Неретвы.

С высшей точки моста (21 м) в Неретву прыгают местные, которым принято оставить «за труды» пару марок. Или просто пройти мимо, не обращая внимания на кульбиты.

В Музее Старого моста выставлены артефакты из его длинной истории, здесь же можно спуститься на места археологических раскопок и полюбоваться видом на окрестности. Видеофильм расскажет об истории восстановления моста.

Прогуливаясь по бульвару Революции, некогда бывшему разделительной линией между хорватской и боснийской частями города, можно увидеть разрушенные в ходе артобстрелов и бомбардировок здания.

Дом Муслибеговица - замечательный, отлично сохранившийся образец жилого дома оттоманского периода. Построенный 300 лет назад, четырёхэтажный дом состоит из двух частей - мужской и женской половины, с множеством комнат в каждой. Выставленные фотографии, документы и предметы быта позволяют в мельчайших деталях представить быт зажиточного турецкого буржуа.

Непременно обратите внимание на две живописные мечети - Коски-Мехмета-паши (17 в; с минарета открывается отличный вид на город) и Карадоз-бея (16 в). В Историческом музее Герцеговины можно узнать больше об истории Мостара и его славных уроженцах.

Окрестности Мостара

Мостар знаменит окрестностями не менее, чем своим историческим центром. В качестве направления для однодневной поездки можно выбрать старинный боснийский город Почитель с массивными крепостными стенами 13-16 веков, деревушку Благай (12 км от Мостара) - здесь отлично сохранились оттоманские мечети, и окрестности чрезвычайно живописны, или отправиться в Медугорье (25 км от Мостара), где шестерым школьникам явилась Дева Мария.

Привет, друзья! Про Индию писать пока совсем не хочется, поэтому сегодня очередной пост про путешествие на Балканы. Покажу вам один из самых красивых городов Боснии и Герцеговины.

Напомню, что путь лежал через в Сараево, а оттуда — в .

То ли из-за дождя, то ли из-за холода, то ли просто от постоянного напряжения в дороге, мы настолько устали друг от друга, что день в Сараево провели не вместе. Встретились в 7 вечера в центре возле моста. Я сказала:

— Хватит. Не нужны никакие национальные парки. В + 28. Завтра едем на море в Хорватию.
— Давай конечно.

Нашла жилье в , быстренько списалась с хозяином и на следующий день, оставив ключи от прокуренной коморки на гвозде, вбитом в кровать, мы прикрыли дверь своей ночлежки в Сараево и отчалили в сторону моря.

С каждым километром небо прояснялось, погода налаживалась, виды были просто фантастическими, наконец-то можно было открыть окна и наслаждаться теплом.


Дорога в Мостар из Сараево

Когда приехали в Мостар — один из самых известных и богатых на достопримечательности городов в Боснии и Герцеговине, там было где-то +27. В тот момент подобная температура казалась чем-то нереальным.

В Мостаре туристов ооочень много, все фоткаются на мосту, покупают магниты и едят мороженое. В основном это итальянские бабушки и немецкие парочки, отдыхающие в Хорватии или и приехавшие в Мостар на экскурсию, чтобы разнообразить культурную программу отдыха.

Главной достопримечательностью считается Старый мост через реку Неретву, построенный во времена Османской империи в середине 16 века. 420 лет мост стоял целый и невредимый, но во время югославского конфликта в него попала бомба.

Восстановили сооружение только в 2004 году, и с тех пор он является символом примирения, а район вокруг моста внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мостар — город немаленький. Это неофициальный центр исторической области Герцеговина. Проживают там около 100 тыс. человек, причем 50% из них — хорваты.

Возможно, именно поэтому одно из самых высоких строений в городе — католическая церковь, а не мечети, как в других городах Боснии и Герцеговины.

Однако около 50% жителей города — мусульмане, поэтому мечети в Мостаре тоже присутствуют, и самые знаменитые — это Коски-Мехмета-паши (17 в; с минарета открывается приятный вид на Мостар) и Карадоз-бея (16 в).


Католическая церковь

Во время войны в Югославии Мостар находился в осаде на протяжении 18 месяцев, за это время были уничтожены 14 мечетей, францисканский монастырь и католический собор. В историческом центре можно часто увидеть следы пуль на большинстве зданий, некоторые дома так и стоят полуразрушенные.

Город приятный, но на мой вкус уж слишком туристический. Вишеград мне в этом плане понравился гораздо больше. Там тоже красота, тоже древний мост, но людей в разы меньше.

Мы покрутились по Мостару, походили по мощеным улочкам, пофоткались на мосту, посетили церковь и поскорее отправились дальше в сторону моря.

  1. Мостар - отзывы туристов, в Интернете были "просто Вау", конечно мы решили все увидеть своими глазами...

    Яндекс нас не обманул - с утра опять зарядил дождь, и все небо было обложено тучами. На случай плохой погоды у нас был не то чтобы план, а вариант - поехать в Мостар Босния, старый город в Боснии и Герцеговине. Смотрим погоду в Мостар Босния и Герцеговина – облачно, временами дождь-нам подходит, тем более дождь «временами». До Мостара 195 км... Навигатор повел нас опять в горы, дороги – хороший узкий серпантин в Монтенегро, и «чуть хуже» дороги в Боснии...

    Что мы знали о Боснии?

    Балканское государство, часть бывшей Югославии, причем беднейшая ее часть. Население -3,8 млн.чел. Управляется Президиумом-тремя президентами от сербской, хорватской и боснийской общин. Сейчас БГ считается одной из беднейших стран Европы с очень высоким уровнем безработицы. Еще одна особенность – выход к морю у Боснии и Герцеговины есть, но очень небольшой, береговая линия около 20 км в живописном месте, недалеко от хорватского . Столица Боснии – город Сараево, в 1984 году прошлого века в югославском еще Сараево прошла зимняя Олимпиада (это были первые Олимпийские зимние игры в соцстране). Через 10 лет в стране (Югославия) началась война и раздел территории. Пришли в упадок многие олимпийские объекты (трамплины, бобслейные трассы). Война наложила отпечаток на многое в Боснии. По дороге мы проезжали целые поля, оставшиеся не разминированными со времен войны. Мины расставляли враждующие стороны – боснийские хорваты, сербы и мусульмане, причем – не всегда это делали военные по плану, много хаотично заложенных мин. Каждый год противопехотные мины ранят и убивают людей на территории страны. Сейчас многое делается, причем задействованы и международные компании, по разминированию, по информированию в школах детей о том, что нельзя гулять на потенциально опасных участках. Нам еще рассказывали, что такие участки огораживают, но случившиеся в 2013 и 2014 годах сильные наводнения в Боснии кроме всего прочего буквально «перетащили» и мины, и огородительные таблички, усложнив и без того сложную ситуацию.

    Я уже писал немного о своем колоритном «знакомстве» с боснийскими горными селениями и дорогами по пути из ...

    Итак, позади – впереди – граница Черногории и Боснии и Герцеговины. Важно, что по закону, проживая в Черногории обязательно нужно оформить что-то типа регистрации (нам это в первый же день сделала хозяйка апартаментов), при выезде из страны черногорские пограничники проверяют этот документ обязательно!

    Должен сказать про боснийский язык. В нем для меня определилась одна особенность-то, что написано, я могу прочитать и понять, но то, что говорят, для меня непонятно. На погранпункте боснийский пограничник начал было задавать вопросы типа «куда вы едете в Боснию», «когда обратно?», но мы, как ни старались, ничего не поняли. Тогда он начал говорить по-английски... Проверил документы, открыл багажник и пр.

    По дороге в Мостар проезжаем поворот к монастырю Василия Острожского. Вдоль дороги периодически встречаем населенные пункты, много кладбищ и рядом с ними что-то типа часовен. И – природа, она здесь великолепна! Дороги узкие и с крутыми поворотами часто не давали останавливаться и делать фото, мы просто ехали и наслаждались потрясающими видами.

    По дороге проезжаем целые плантации табака, здесь выращивают ту самую «Герцеговину Флор», любимый сорт табака Иосифа Сталина – он разрывал папиросы и набивал этим табаком трубку, которую и курил. «Любым папиросам даст фор Герцеговина Флор», В.Маяковский.

    Еще, по дороге нам встречались вот такие "прогулки", вообще я понимаю что в Боснии "домашний скот" чувствует себя вольготно.

    Ближе к городу Мостар дорога становится шире, лучше. Все, как и полагается.

    Мы еще в прошлом году во время встретили зрелую пару из Москвы (мы были на арендованной, а они как раз – на российской своей машине), так вот они и сказали, что едут в город Мостар Босния. Мы для себя пометочку сделали – «в следующий раз». И – вот он – «следующий раз», не прошло и года.

    Мостар Босния и Герцеговина – это старинный город с населением чуть больше 100 тыс.чел. (четвертый по численности в стране). Город Мостар – это еще, пусть и не официальный, - центр исторической области Герцеговины. Половина населения города боснийцы, другая половина – хорваты, есть еще немного сербов и еще – цыган.

    По совету сына хозяйки апартаментов машину мы оставили на подземной стоянке торгового центра Mepas. Это большой и современный торговый центр, местные сказали, что он самый известный в городе. В огромном здании находится еще и отель с одноименным названием. Меняем местные деньги. Называется валюта – конвертируемая марка.

    Курс: 1 €= 2 КМ, очень удобно считать. А вот так денежки выглядят.

    В торговом центре все, как обычно: магазины, кафе, банки, люди (немного). Всё-да не всё, я сначала даже глазам не поверил-прямо в торговом центре люди сидят на диванчиках у эскалаторов, в открытых кафе и курят, дым стоИт «коромыслом». Такого я точно не видел, чтобы прямо в магазинах курили! Оказывается, Босния – суперкурящая и где попало страна, хотя официально это не то, чтобы не поощряется, а даже и наказывается. Штраф, например, за курение в общественном месте около 9€, но, видимо, никого не штрафуют... В ресторане деление на «курящий» и «некурящий» зал отсутствует, курят на вокзалах, в поездах (не в тамбурах, а в вагонах!). Курят и женщины, и мужчины. Я читал, что многие боснийские женщины –мусульманки (особенно – молодые) не стараются «закрыться» по обычаям, а, наоборот, стремятся как можно больше походить на европеек (не уверен, что правильно подобрал слово и в одежде, и в манерах.

    Берем такси прямо от торгового центра и едем в центр – старый город Мостар. За такси заплатили около 150 рублей на наши деньги, таксист нам еще и путеводитель дал (на боснийском и английском языках). Начинаем сознавать, что, действительно, здесь все очень недорого...

    Название города переводится как «старый мост». Действительно, именно Старый Мост Мостар является основной достопримечательностью города, он – на всех картинках и магнитах, первый по запросу «Мостар достопримечательности». Мост через реку Неретва строили турки – османы еще в XVl веке, затем во время войны 90-х гг прошлого века мост был разрушен, как пишут – «хорватскими боевиками» в 1993 году.

    После войны со дна реки подняли остовы моста, чтобы по их показателям построить мост новый.

    Старый мост Мостар




    Еще одна позиция – Мостар достопримечательность города – это прыгуны с моста. В зависимости от уровня воды в реке высота прыжка составляет от 24 до 30 м. Молодые и постарше, ребята и мужчины за деньги туристов совершают прыжок прямо в реку Неретву с середины моста. Вода в реке всегда холодная, но главное – высота. Прыжков с такой высоты в холодную воду нет ни в одном виде спорта, это просто вредно для здоровья, но так они зарабатывают, стоит один прыжок от 20 до 50 €, в зависимости от наплыва туристов и спроса. Говорят, что в ледяную, бирюзового цвета, Неретву, с моста прыгают уже не первую сотню лет, но с 1968 года в Мостаре в разгар туристического сезона проводятся соревнования по этим прыжкам. Причем я читал, что последние семь лет соревнования выигрывает один и тот же человек! Там ценится не просто прыгнуть, а «войти» в воду с минимальными брызгами... Вот так люди живут: одни зарабатывают, другие развлекаются...

    Вот видео из Ютуба, (не мое) примерно как это выглядит...

    Лично мне, как то не хотелось смотреть как прыгают со старого Моста в Мостаре, а вдруг что-нибудь случится? Так заплатил деньги - парень прыгнул и разбился... я читал об этом: такие прыжки очень вредны для организма, особенно для суставов, неподготовленные человек если прыгнет, то можно считать его трупом...

    Старый Мост Мостар символично делит город на две части: мусульманскую, где расположена главная мечеть.

    И – хорватскую, где на одном из холмов хорваты поставили католический крест как символ своей веры.

    На горе католический крест...

    Но как сами люди говорят, что и жили, и продолжают жить, тесно пересекаясь друг с другом, так жили раньше, так живут и сейчас в многонациональной Боснии.

  2. Кстати, о национальностях. Очень много цыган – попрошаек, особенно в Старом городе.

    В старом городе Мостар буквально микс восточной и европейской культуры, очень колоритно. Мы с удовольствием выпили Сараевского пива (я так и не смог купить его нигде за пределами страны позже) и выпили местного кофе, сваренного по –восточному.

    Брусчатка под ногами настолько скользкая и выпуклая, что постоянно приходится смотреть под ноги. Есть даже легенда, что в старые времена ею выложили улицы специально для того, чтобы замужние женщины шли в туфлях и смотрели под ноги, а не на мимо проходящих мужчин. Совет: только удобная обувь, на толстой подошве...

    Мужчина-портной в местном ателье любезно попозировал нам.

    Есть еще одна любопытная, если можно так назвать, особенность. По городу, на информационных стойках, где мы привыкли видеть объявления разного характера, висят сообщения о смерти людей. Называется это «Смертница», я такого точно до сих пор нигде не встречал.

    Еще в Боснии очень вкусное мороженое, об этом я узнал из отзывов о Мостар. Признаюсь, не ожидал, но, действительно, очень вкусное.

    В Черногории, а особенно – в Боснии я встречал много старых машин еще с югославскими номерами. Видно, что люди живут не богато.

    А вот кафе – , с очертаниями чудесного городка в Хорватии на фасаде, видно, кто-то из хорватов открыл.

  3. Мостар Босния во время войны в 90-х целых 18 месяцев был в осаде, по городу часто встречаешь не просто следы от снарядов, а вот такие дома без крыш в центре города по соседству, кстати, с новым и современным торговым центром. Мы ехали на такси и спросили у таксиста, почему не ремонтируют эти дома. «no money» - ответил он.

    Но, как пишут, некоторые источники, в небогатой стране Босния и Герцеговина подобное «военное наследие» является еще и приманкой для туристов. На минные поля в глубине страны, огороженные проволокой, с остовами домов, для желающих проводят полулегальные экскурсии. Так или иначе в городе идет обычная будничная жизнь, едут машины, гуляют дети, в супермаркете очередь в кассу, и по всему городу вот такие «напоминания». Еще, гуляя в мусульманской части города, мы наткнулись на кладбище: у всех захороненных там дата смерти – 1994 год... По всей территории Боснии и, пишут и говорят, в Сербии, много таких захоронений – молодые парни и мужчины с одним и тем же годом смерти – это все напоминание о совсем недавних событиях...

    Фото сделали, когда пошел сильный дождь, напротив кладбища...

    Вот такое граффити мы увидели недалеко от Старого города

    Догулять еще час-другой нам помешал ливень, резкий и сильный. Пытались переждать – не заканчивался. Поймали такси, и опять за смешные деньги доехали до ресторана, где и собирались обедать. Ресторан нашли, как всегда, по отзывам. Покушать в Боснии – недорого, вкусно и сытно. Здесь мы оторвались - суп по рекомендации официантов, котлеты - плескавица, колбаски –чевапчичи, местную выпечку и культ боснийцев – кофе!!!

    За всю еду на четверых с пивом и вином заплатили 40€!!! И это – в суперраскрученном месте в центре старого города у знаменитого моста!

    Дождь и не думал заканчиваться, он даже не уменьшался. Вызвали такси и прямо из ресторана поехали за машиной, там еще зашли в супермаркет хорватской сети Конзум, очень хороший магазин с хорошими ценами. Хотели купить местного вина, обратились к молодому мужчине европейской внешности (покупателю) с просьбой помочь выбрать местное вино. Он долго что-то искал и, наконец, нашел какую-то «заветную» бутылочку со словами что–то типа «вот оно, то самое». Мы не посмотрели, но оказалось, что это хорватский сорт вина, а произведено оно как-раз в Боснии. Вот так, как символ многонациональной Боснии у нас появилась эта бутылочка, которая благополучно доехала до Москвы и ждет своего часа в моем баре. По дороге мы видели виноградники, в Боснии виноделие развито... Здесь замечу, что практически все продукты, которые мы покупали в Черногории, Хорватии, Боснии имеют «общие корни». Примерно, как у нас: один и тот же продукт (чипсы, сыр, молоко и т.п.) могут производиться на одноименных заводах, расположенных в разных странах (у них – бывших регионах Югославии, у нас – в странах СНГ, бывших союзных республиках). Еще по дороге время от времени мы встречали хорватские флаги - на домах, перекинутыми – на перилах на маленьких мостиках. Я читал, что в таких местах расположены хорватские поселения... Вообще, вся эта балканская история очень запутанная и очень интересная... Пора заканчивать писАть, понимаю, но тянет дискутировать о людях, о жизни, о Югославии, и не только...

    А нам надо ехать «домой», в Черногорию, а ехать часа три... Да, вот еще на выезде из Мостара решили «слить» последние боснийские денежки – заправиться, завернули на заправку, оказалось – Газпромнефть, собственной персоной. Бензин в Боснии был самым дешевым на протяжении нашего путешествия.

    Пишу о Боснии уже из Москвы по «путевым заметкам» и именно сейчас понимаю, что без посещения Мостар Босния и Герцеговина мое путешествие на Балканы лишилось бы части своего колорита...

    Фото Мостар

    дедушка в кафе

    рынок в старом городе Мостар



    просто улочки в Мостаре...
  4. Хорватская сторона...

    наш Сбербанк