При аварийной посадке самолета нужно. Как действовать при незапланированной посадке самолета и после нее

Случаются не очень часто. Шансы выжить при этом сильно зависят от причины, ее вызвавшей. Если действия экипажа координированы и четко следуют тому, чему их обучали, то тогда шансы резко повышаются. Многое зависит и от вас самих. Паниковать и плакать будет уже поздно. Нужно выполнять инструкции экипажа и постараться сохранять спокойствие.

В 1974 году американской авиакомпании Pan American не смог сесть в аэропорту Паго Паго, на Самоа, из-за плохих погодных условий. Самолет рухнул в джунглях и на борту начался пожар. Выжить смогли только 5 человек. Они выполняли указания стюардесс, поэтому и остались в живых. Это подчеркивает важность знания своих действий при экстренной посадке самолета.

Самое простое — слушать внимательно перед полетом информацию , которую рассказывают . Пассажиры обычно занимаются посторонними делами, когда они показывают, как пользоваться кислородными масками и спасательными жилетами. Это неправильно. В случае аварийной посадки самолета на воду или на землю эти сведения могут спасти вам жизнь.

Обязательно ознакомьтесь с инструкциями, которые вкладывают в каждый кармашек кресла пассажиров. Это не займет много времени, но поможет понять, как вести себя в случае катастрофы.

Статистика доказывает, что шансов выжить больше у тех пассажиров, кто выбирает большие самолеты , не маленькие. Согласитесь, что лучше лететь на , чем на стареньком кукурузнике.

Информация, которую рассказывают стюардессы перед полетом, может спасти вам жизнь!

Выбор места внутри салона тоже влияет на ваши шансы на выживание. Если самолет терпит крушение, то, в большинстве случаев, сначала разрушается передний отсек, а затем задний. Такое может случится и с хвостом, и с крылом. Самое главное — чтобы ваше кресло находилось в 5 рядах от аварийного выхода . Тогда вы сможете быстро выбраться из салона, если самолет совершил аварийную посадку.

80% всех катастроф проходит в первые три минуты после взлета и последние 8 минут перед посадкой. В эти периоды надо пристегнуть ремень и не спать. Если вы любите снимать обувь на время полета, то обязательно наденьте ее обратно.

Теперь рассмотрим, что нужно делать при разгерметизации салона/пожаре на борту/посадке на воду или на землю.

При декомпрессии

Первое, что вы услышите при разгерметизации кабины, это оглушительный рев . По салону начнут летать незакрепленные вещи. Все вокруг будет, как в тумане. Вы почувствуете боль и шум в ушах. Может заболеть живот.

Сразу одевайте кислородную маску , которая автоматически выпадет сверху. Даже если это кажется вам эгоистичным, но вначале вам нужно ее одеть, а потом уже помогать одевать их своим близким, даже детям. Нехватка кислорода — это очень опасно. Вы можете очень быстро потерять сознание. Поэтому лучше позаботиться о себе, а потом уже помогать окружающим.

Разгерметизация очень опасна, так как вызывает нехватку кислорода.

Вторым вашим действием должно быть закрепление ремня безопасности . Экипаж будет направлять терпящий бедствие самолет на . Если катастрофа очень серьезная, то он будет попросту падать. Чтобы не выпасть из кресла, нужно застегнуть ремень.

При пожаре в салоне

Практически каждая пятая авиакатастрофа сопровождается пожаром на борту . Если такое произойдет, то снимите синтетическую одежду (колготки и т.д.). Она легко плавится. Вещи из материалов, которые плохо горят, лучше наоборот надеть.

Накиньте сверху плед или одеяло , если они есть под рукой. Дыхательные пути рекомендуется защитить с помощью смоченной в какой-либо жидкости тряпкой. Передвигаться по салону лучше на четвереньках .

Ползите через разбросанные по полу предметы или через кресла. Если за аварийным люком виден огонь или идет дым, то не открывайте их. Не теряйте надежду! И старайтесь выбраться из самолета . Помогайте другим людям.

При посадке на воду или землю

Если посмотреть видео аварийных посадок пассажирских самолетов, то можно заметить, что именно паника и путаные действия губят пассажиров .

Внимательно слушайте инструкции экипажа и выполняйте их. Пристегните ремни и опустите голову на уровень колен. Закройте ее ладонями или сцепленными сверху руками. Под живот подложите плед или сумку. Колени уприте в спинку кресла, расположенного впереди.

Снимите все металлические предметы с себя . Иначе медикам потом придется выковыривать их из вашего тела. Шарфы или платки тоже лучше снять . Зацепившись за что-нибудь, они могут вас задушить.

При аварийной посадке самолета необходимо оставаться на своем месте, пока он не остановится.

Все люди устремятся к выходам, через которые и входили. Не торопитесь идти за ними. В давке вы можете получить серьезные травмы.

При аварийной посадке самолета постарайтесь не паниковать, а действовать, согласно указаниям экипажа.

В самолете предусмотрены надувные трапы, по которым пассажиры съезжают вниз. Есть еще канаты с узлами.

Надувной трап — это два баллона с натянутым между ними дном . Один его конец крепится внутри салона, а другой упирается в землю. Не держитесь за боковые шнуры, когда будете спускаться. Женщинам лучше снять туфли на высоких каблуках, чтобы не испортить трап. Спустившись, сразу отходите, чтобы не мешать другим пассажирам.

При посадке на воду наденьте спасательный жилет . Он находится под креслом, надевается через голову. Специальными ремнями он надежно крепится.

В салоне есть специальные плоты. Их нужно спустить на воду и сесть в них. Чтобы привлечь внимание спасателей, надо воспользоваться свистком или фонарем.

Экстренные ситуации на борту самолёта случаются нечасто, однако всё же случаются. Право принимать решение о незапланированной экстренной посадке предоставлено командиру экипажа лайнера или его заместителю.

При возникновении нештатной ситуации экипаж может принять решение совершить вынужденную посадку в следующих случаях:

1. Пожар в самолёте

Неосторожное обращение с огнём и курение на борту могут стать причиной пожара. Из-за возгораний на борту происходит приблизительно 20% аварий самолётов. Если в лайнере начался пожар, нужно стараться не глотать дым и дышать через тряпку.

После посадки самолёта нужно сразу же направиться к ближайшему выходу. При этом нужно:

Защитить свою кожу одеждой или пледом;

Пригнуться и пройти к выходу на четвереньках — внизу дыма должно быть меньше;

Не стоять в толпе у выхода, если очередь не двигается, помните, что если другие выходы;

Не брать с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни.

2. Отказ одного из двигателей

Отказ одного из двигателей самолёта может привести к падению самолёта. После обнаружения неполадки командир борта принимает решение вернуться в пункт вылета или просит совершить посадку на ближайшем аэродроме.

Аварии на высоте свыше семи тысяч метров нередко сопровождаются декомпрессией (разреженный воздух в самолёте). Экипаж принимает решение о вынужденной посадки в случае резкого падения давления воздуха и разгерметизации салона самолёта. При аварийной декомпрессии в лайнерах гражданской авиации автоматически выбрасываются кислородные маски для пассажиров и экипажа. Пассажиры и члены экипажа должны немедленно надеть эти маски, после чего экипаж должен снизить высоту полёта до такой, на которой герметизация кабины не требуется, и затем совершить вынужденную посадку.

4. Дебоши на борту

Драки на борту самолёта стали довольно частым явлением. Оказавшись в замкнутом пространстве и будучи в состоянии алкогольного опьянения, дебоширы ищут поводы для конфликта.

Стремясь получить максимум адреналина, неуравновешенные пассажиры бросаются на окружающих. В случае если стюарды не могут справится с усмирением дебоширов, экипаж принимает решение о вынужденной посадке самолёта.

5. Плохое самочувствие пассажира

Самолёт может совершить вынужденную посадку из-за плохого самочувствия или смерти одного из пассажиров.

6. Плохое самочувствие или смерть пилота

Вынужденную экстренную посадку самолёт может совершить в случае плохого самочувствия или же смерти пилота, когда неполный экипаж по какой-либо причине не может продолжать полёт.

7. Угон самолёта

Вынужденная посадка может произойти в случае угона лайнера преступниками. Чтобы предотвратить угон, в большинстве коммерческих авиалиний в кабинах пилотов устанавливаются бронированные двери. Кроме этого, на некоторых рейсах присутствуют вооружённые сотрудники служб воздушной безопасности в штатском, которые могут обезвредить захватчиков.

Что нужно делать в случае вынужденной посадки самолёта?

При вынужденной посадке самолёт может врезаться в деревья, скалу, расколоться пополам, загореться и взорваться. В случае объявления аварийной посадки пассажирам необходимо:

Немедленно освободить проходы и занять места в своих креслах;

Привести спинки в вертикальное положение;

Снять очки, зубные протезы, вынуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, зажигалки);

Снять обувь на высоких каблуках;

Ослабить галстук и расстегнуть воротник;

Положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища;

Застегнуть и туго затянуть привязные ремни.

По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует:

Наклониться вперёд, голову закрыть мягкими вещами и положить её на руки, которыми обхватить колени;

Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолёта.

После остановки самолёта следует расстегнуть ремни и подготовиться к эвакуации. Для экстренного покидания борта пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери, а также аварийные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа.

Невероятно, но ФАКТ! Аварийные посадки самолетов

Средства массовой информации часто трубят о вынужденных и аварийных посадках самолетов, вызванных внештатными ситуациями на борту. Такие случаи встречаются во всем мире, от Северного до Южного полюса, от них не застрахован никто и ничто. Так какие же причины вынуждают экипаж самолета принять решение об аварийной посадке? Какие экстренные ситуации могут возникнуть в воздухе, и не последует ли продолжения чрезвычайного происшествия уже на земле? Бесценный опыт и мастерство пилота, контроль над ситуацией и спокойствие, как членов экипажа, так и пассажиров – вот те «человеческие факторы», которые являются важнейшими в случае возникновения внештатной ситуации на борту самолета.

Итак, представляем вашему вниманию самые неимоверные случаи аварийных посадок самолётов в условиях чрезвычайно сложных обстоятельств, которые, тем не менее, заканчивались благополучно!

Статистика – вещь упрямая

На самом деле, не так уж и редки случаи, когда на борту самолетов возникают различные внештатные ситуации, и как утверждает статистика, особенно часто это происходит при приземлении и посадке. Тем не менее, устройство современных авиалайнеров предусматривает все возможные проблемы, и оснащаются целым рядом систем защиты благодаря которым, при возникновении внештатной или аварийной ситуации, всегда есть возможность благополучно (без жертв!) посадить самолет.

Всего эксперты называют несколько видов посадок. Первая из них – штатная посадка, когда условия для посадки и работа оборудования соответствует нормам. Следующий вид посадки – внештатная или вынужденная посадка, происходящая с отклонением от норм, к примеру, при недостаточно квалифицированном экипаже, когда система обеспечения полета не работает в полном объеме, или при неблагоприятных погодных условиях. И, наконец, последний вид посадки – аварийная посадка. Аварийной считается посадка самолета терпящего бедствие, или когда имеет место реальная угроза экипажу и пассажирам. Также аварийной является посадка, происходящая при недостатке топлива или при плохих погодных условиях.

Приводнение на Гудзоне

В Нью-Йорке, в январе 2009 года пассажирский авиалайнер US Airwais – Airbus A320, следовавший рейсом 1549 из Нью-Йорка в Шарлотту со 150 пассажирами на борту, из-за проблем с двигателем был вынужден совершить аварийную посадку в реку Гудзон.

Как выяснилось, всего через несколько секунд после вылета из аэропорта, авиалайнер столкнулся со стаей птиц, затем последовала серия хлопков в левом двигателе, после чего в нём вспыхнуло пламя, и самолет стал терять высоту. 57-летний командир корабля Чесли Салленбергер моментально принял решение об аварийной посадке. Но, так как самолет был не в состоянии дотянуть ни до одного из ближайших аэропортов, экипаж направил его на реку Гудзон, и предупредил пассажиров о скором приводнении.

Благодаря тому, что лайнер не успел развить большую скорость и подняться высоко в воздух, удалось предотвратить разрушения фюзеляжа в момент касания с поверхностью воды. Таким образом, при приводнении самолет лишился лишь одного двигателя. После приземления самолета на воду, пассажиры выбрались на крылья самолета, откуда их сразу сняли спасатели срочно прибывших к месту катеров и находившихся рядом речных трамваев, которые и доставили их на берег.

Благодаря опыту и мастерству командира экипажа, из 150 пассажиров и 5 членов экипажа никто не погиб, лишь несколько человек получили травмы и переохладились, так как в Нью-Йорке в этот день температура воздуха составляла -6°С, а температура воды, в которой пассажирам пришлось стоять по колено, в ожидании спасателей, не превышала +2°С. Спустя несколько минут после завершения операции по спасению пострадавших, самолет ушёл под воду.

После этого невероятного происшествия долго не утихали разговоры о пилоте, который безопасно приводнил огромный лайнер

А информация о том, что Чесли Салленбергер являющийся пилотом US Airways с 1980 года, ранее семь лет служил в ВВС, где был пилотом истребителя, получила широкую огласку. Он также принимал участие в расследованиях причин авиакатастроф и работал летным инструктором. Кроме того, Салленбергер является владельцем консалтинговой фирмы Safety Reliability Methods, которая помогает клиентам в обеспечении безопасности в полёте.

Хотя посадка огромных лайнеров на воду редко заканчивается благополучно, случаев, подобных этому немало. Среди них можно выделить приводнение на Неву пассажирского Ту-124 в 1963 году, когда остались живы все без исключения члены экипажа и пассажиры.

В бывшем СССР произошло еще два случая аварийных приводнений

Один из них произошел в акватории Московского моря летом 1972 года. Во время испытания аварийного электропитания Ту-134 экипаж сознательно отключил генераторы, не приняв во внимание того факта, что при переходе на аварийное электропитание топливо не подаётся автоматически, и его необходимо закачивать вручную при помощи помпы. В самолёте заглохли оба оставшиеся без топлива двигателя, и пилотам пришлось садиться на воду. Приводнение прошло успешно, а самолет, благодаря своей герметичной конструкции, остался на плаву. Никто не пострадал.

Следующая история аварийной посадки на воду произошла в 1976 году под Киевом, когда лайнер Як-40 пришлось посадить прямо на болото. По всей видимости, причиной экстренной ситуации послужило случайное переведение ручек управление двигателями самолета в положение «СТОП». Эта аварийная посадка также обошлась без жертв. Именно после этого случая в самолетах начали устанавливать специальную блокирующую планку, которая не позволяет останавливать двигатели во время полета.

Благополучное приземление на Варшавском аэродроме

После неимоверной посадки польского авиалайнера на варшавском аэродроме 2 ноября 2011 года, эта тема долго не сходила с экранов телевидения и первых страниц печатных изданий.

Пассажирский самолет авиакомпании LOT – Боинг 767, выполнявший рейс из США в столицу Польши, совершил аварийную посадку в международном аэропорту имени Шопена. Ситуация была вызвана сбоем электропитания, в результате чего не выдвинулось шасси.

Самолет продолжительное время кружил над аэропортом, процедура аварийной посадки была запланирована в воздухе и основательно подготовлена. Благодаря слаженным и эффективным действиям пилотов, Боинг успешно посадили «на брюхо», и никто из 231 пассажира, находящегося на борту лайнера, не пострадал. Несмотря на то, что специалисты не исключали трагической концовки аварийного приземления, к счастью, катастрофы удалось избежать. Пассажиры самолета даже до конца не осознали насколько опасной и чрезвычайной была ситуация, и практически не почувствовали, что шасси отсутствует. Они лишь почувствовали нестандартный треск, и отметили, что приземление было мягким. Севший «на брюхо» лайнер пожарные, для перестраховки, залили пеной, тем самым исключив возможность возгорания.

После совершения аварийной посадки были отменены ближайшие рейсы, и аэропорт был закрыт для приема неисправного авиалайнера.

Приземление, сохранившее жизни 10 членов экипажа и 221 пассажира завершилось благополучно благодаря профессионализму и собранности в 53-летнего пилота Тадеуша Врона, который более 30 лет проработал в гражданской авиации.

Аварийная посадка на заброшенной полосе

Осенью 2010 года самолет авиапредприятия АК «Алроса» ТУ-154М, следовавший из Якутии в Москву, совершил аварийную посадку в Коми. Из-за отказа навигационного и электрооборудования, экипаж самолета был вынужден посадить самолет практически вслепую – пилоты даже не могли определить точного местонахождения самолета, а топлива оставалось всего на тридцать минут полета. После того как самолет вышел из зоны низкой облачности, экипаж заметил болото, садиться в которое было нельзя, экипаж продолжал поиски площадки. После очередного разворота судна, командир заметил заброшенную полосу, куда и направил штурвал.

Посадка была совершена на старую взлетно-посадочную полосу аэропорта, которая в последнее время предназначалась только для вертолетов. Посадку немного смягчили молодые деревья, выросшие на заброшенной полосе, но из-за отказа электрооборудования самолет не смог затормозить на полосе в1 200 метров, и на 150-200 метровбыл вынесен в лес. На борту самолета находилось 72 пассажира, ни один из них серьезно не пострадал. (Быть может, именно этот случай был взят за основу в фильме «Ёлки-2», уж больно они похожи).

Когда решалась судьба упавшего в лес самолёта, местные жители в шутку предлагали переоборудовать заброшенное судно в бар-ресторан.

Другие случаи и причины аварийных посадок

В Дубае в ноябре 2011 года произошла аварийная посадка пассажирского лайнера Airbus A380, принадлежащего австралийской авиакомпании Qantas. Экипаж был вынужден совершить вынужденную посадку из-за проблем с двигателем. Согласно инструкции, пилоты лайнера приняли решение об отключении проблемного двигателя и совершении экстренной посадки. Из находившихся на борту 283 человек не пострадал ни один.

Месяцем ранее летящий из Стамбула лайнер компании Turkish Airlines, при приземлении в аэропорту Индии соскользнул с посадочной полосы из-за сильного ливня. На судне Airbus 340 находились 104 человека, всех срочно эвакуировали, пострадавших не было.

Проведя небольшой анализ, отметим, что наиболее частой причиной аварийной посадки является попадание птиц в двигатель самолетов

Не редки случаи возникновения проблем с шасси. А главными опасностями являются разгерметизация и возгорание кабине самолёта в воздухе. Тем не менее, со всеми этими неприятностями удается справляться. И что главное – зачастую без жертв.

История помнит случаи, когда задымление в кабине пилотов приводило к аварийной посадке со счастливым концом. А неполадки с системами вентиляции и кондиционирования или частичная разгерметизация кабины самолета устранялись еще в воздухе.

Помимо причин аварийных посадок по техническим причинам, таких, как сбой электроснабжения или снижение уровня масла в двигателе, бывали и не совсем стандартные случаи. Один из таких – аварийная посадка по причине доносившегося специфического запаха из кухонного отделения в хвостовой части самолета.

Посадка вынужденная или аварийная

Вынужденная посадка, в отличие от аварийной, является довольно частым явлением. Вынужденная посадка – это посадка самолета без каких-либо летных происшествий, вне пункта назначения, по причине неисправности бортовых систем или других факторов. Например таких, как закрытие аэродрома назначения из-за неблагоприятных погодных условий. Часто случаи контролируемых вынужденных посадок преподносят как аварийные, что может приводить к развитию аэрофобии у впечатлительных натур. Но, несмотря на страхи, вряд ли кто-то откажется от транспорта, который всего за несколько часов может преодолевать огромные расстояния между континентами.

При авариях самолетов и вертолетов существует несколько основных типов аварийных ситуаций и поэтому каждый пассажир в целях личной безопасности обязан очень внимательно ознакомиться с памяткой о правилах поведения на борту воздушного судна и спасения в случае аварии при взлете или посадке.

Кроме того, он должен прослушать инструкции стюардессы о пользовании кислородными масками и местонахождении запасных выходов из воздушного судна данной конструкции.

Большинство авиапассажиров во время аварии, вместо того чтобы воспользоваться запасными аварийными выходами, впадают в панику и устраивают давку у основных входов-выходов. Если необходимо покинуть самолет по надувному трапу или с крыла самолета, то для увеличения скорости выхода нужно прыгать на трап или на землю, а не пытаться сесть и соскользнуть вниз.

Прыжок сэкономит вам до полминуты времени, что весьма важно при возгорании воздушного судна или угрозы взрыва. Травмы и степень их тяжести при неудачных взлете или посадке зависят от силы удара. Особенно сильные травмы пассажиры получают при непристегнутых ремнях безопасности. В этом случае даже "условно мягкая посадка" повлечет за собой переломы, ушибы, вывихи и ранения, так как человека выбросит из кресла в салон.

Аварийные ситуации в салоне

Декомпрессия

Декомпрессия связана с быстрым выходом воздуха из салона воздушного судна. Декомпрессия сопровождается оглушительным ревом и свистом выходящего наружу воздуха. Салон наполняется туманом и пылью, видимость резко падает.

Из легких человека выходит воздух, в ушах стоит звон, газы в кишечнике расширяются, и это создает дополнительную, резкую боль. Чтобы избежать смертельного исхода от удушья и разрыва легких, надо в первые же секунды декомпрессии надеть кислородную маску, находящуюся возле каждого сиденья.

Плохо надетая или просто прижатая к носу и рту кислородная маска не всегда спасает от потери сознания, поэтому ее надо именно надеть. Чтобы оказать помощь рядом сидящему пассажиру или своему родственнику, надо сначала надеть маску себе. Иначе погибнуть, оставшись без кислорода, можете вы оба!
Действия экипажа самолета - это немедленное снижение до высоты менее 3000 м, на которой содержание кислорода считается почти нормальным.

Пожар в самолете может возникнуть по нескольким причинам. Одна из них - это возгорание одного или нескольких двигателей. В этом случае в иллюминаторы можно увидеть пламя, вырывающееся из двигателей или турбин, на крыле самолета, а в самом начале возгорания густой черный дымный шлейф, исходящий из них. Такое возгорание связано с нарушениями и серьезными неполадками в работе двигателей самолета и, как правило, приводит к отключению двигателей и вынужденной посадке.

В другом случае пожар может возникнуть из-за небрежности в обращении с огнем в салоне воздушного судна. Современные самолеты изготовлены не только из алюминия, они несут в себе значительное количество синтетических и других легко воспламеняющихся веществ, таких, как пластик, поролон, пенопласт и другие. Эти материалы опасны не только своей повышенной горючестью, при горении или тлении они выделяют ядовитые вещества, которые вместе с огнем распространяются по салону очень быстро, при этом выделяется много густого черного дыма, затрудняющего дыхание и способствующего потери ориентировки.

При возникновении пожара в двигателях самолета или внутри салона экипаж совершает вынужденную посадку. При этом главное не создавать панику, а организованно после остановки самолета направиться к основному или запасным выходам, соблюдая установленную очередность (дети, беременные женщины, инвалиды, потом все остальные). При пожаре внутри салона воздушного судна, направляясь к основному или запасным выходам, необходимо соблюдать следующие правила:

ни в коем случае не открывайте запасные люки выхода из воздушного судна там, где есть огонь и дым - это только усилит пожар и задымленность салона самолета;
не берите с собой ручную кладь - это усложнит ваше положение и приведет к потере драгоценного времени; постарайтесь не дышать ядовитым дымом (часто желтого цвета из-за горящего пластика), закрывайте рот и нос носовым платком или частью одежды.
В задымленном салоне самолета лучше пробираться к выходу ползком или на четвереньках, так как внизу дыма меньше. Помните: дым опаснее, чем огонь! защищайте свою кожу от ожогов, закутавшись в одежду и надев шапку, берегите от ожогов глаза, лицо и руки; не стойте у выхода в длинной очереди - есть другие аварийные выходы;
если проход завален, то перебирайтесь через кресла, опуская их спинки;

Самое главное - соблюдать все предписанные правилами полета инструкции и самим не становиться причиной пожара.

Авария при взлете

Это, пожалуй, самый опасный вид аварии, так как воздушное судно имеет при взлете полную загрузку горючим, которое от удара может взорваться или воспламениться. Кроме того, авария при взлете - это возможный отказ двигателей на небольшой высоте, что приводит к резкому падению самолета. В такой ситуации выжить практически невозможно, хотя в мировой практике есть случаи спасения одного или даже нескольких человек чудом оставшихся в живых.

Вынужденная посадка

При вынужденной посадке самолет или вертолет может врезаться в деревья, скалу, расколоться пополам, загореться и взорваться. В случае объявления аварийной посадки необходимо принять безопасную, фиксированную позу.

согнуться и плотно сцепить руки под коленями;
голову положить на колени или наклонить как можно ниже;
ноги упереть в пол, выдвинув их как можно дальше (но не под впереди стоящее кресло!);
в момент удара надо приготовиться к сильным перегрузкам, которые могут иметь разное направление (и вниз, и вверх), поэтому необходимо максимально напрячься, как говорят спортсмены, - сгруппироваться.

Экипаж воздушного судна обязан:

немедленно эвакуировать всех пассажиров и членов экипажа в безопасное место;
взять с собой групповые и индивидуальные аварийно-спасательные средства;
оказать первую необходимую медицинскую помощь пассажирам и членам экипажа;
подготовить к работе аварийные радиостанции и передать сообщение о катастрофе; определить свое местонахождение;
подготовить к использованию сигнальные визуальные средства (сигнальное зеркало, костры, сигнальные знаки);
подготовить площадку для посадки спасательного вертолета.

Всеми перечисленными выше работами должен руководить командир воздушного судна или, при его ранении, гибели, один из членов экипажа. После оценки обстановки командир воздушного судна или человек, его замещающий, принимает соответствующие решения. Он распределяет обязанности между членами экипажа и наиболее активными, не поддавшимися панике и упадническим настроениям, пассажирами.

Их задача - организация временного лагеря, укрытия от неблагоприятных погодных условий, разведения костра и приготовления пищи. Наиболее целесообразно оставаться всем на месте катастрофы или вынужденной посадки, что естественно, облегчает поиск и позволяет сохранить силы и здоровье людей до прибытия спасательной группы. Такое решение обосновано при следующих обстоятельствах:

когда сигнал бедствия передан экипажем в воздухе или сразу же после приземления;
если место приземления точно не определено; если местность незнакомая и труднопроходимая (горы, тайга, глубокий снег и т. п.);
когда направление на ближайший населенный пункт неизвестно;
если большая часть экипажа или пассажиры ранены и самостоятельно передвигаться не могут.

При принятии решения остаться на месте вынужденной посадки командир воздушного судна или член экипажа, его замещающий, в первую очередь:

устанавливает круглосуточное дежурство за воздухом и окружающей местностью с целью обнаружения спасательных групп и своевременной подачи им сигнала;
организует уход за больными и ранеными;
берет на учет все имеющееся имущество и продукты питания и устанавливает нормы их расходования;
организует строительство укрытий от неблагоприятных погодных условий;
организует поиск воды и добычу пищи, используя местные возможности (сбор ягод, грибов, съедобных растений, рыбалку и охоту);
проводит профилактику возможных заболеваний, связанных с отравлениями и различными заболеваниями.

Решение об уходе с места вынужденного приземления принимается:

если точно известно место аварийной посадки и расстояние до ближайшего населенного пункта невелико;
если состояние здоровья членов экипажа и пассажиров позволяет преодолеть это расстояние за светлое время суток;
в случае непосредственной угрозы жизни (наводнение, пожар, извержение вулкана, разлом ледяного поля и т. п.);
если воздушное судно и люди не могут быть обнаружены с воздуха спасательным вертолетом или самолетом из-за густой растительности;
если в течение трех суток нет связи и помощи.

При принятии решения об уходе с места вынужденной посадки командир или член экипажа, его замещающий, должен:

распределить обязанности;
распределить между участниками движения воду и продукты и установить суточные нормы их расхода;
определить и по возможности, подробно разработать маршрут движения, нанести его на карту и определить ориентировочное время передвижения по этапам;
подготовить необходимое снаряжение, имущество и медикаменты, которые обеспечат автономное передвижение по безлюдной местности;
подготовить средства сигнализации и связи для возможности использования их в любой момент во время передвижения; подготовить пострадавших к транспортировке или самостоятельному передвижению;
на месте аварии или вынужденной посадки воздушного судна оставить записку с подробным перечнем всех членов экипажа и пассажиров, указать обстоятельства аварии (вынужденной посадки), состояние здоровья всех членов экипажа и пассажиров, направление движения, время ухода, выложить стрелу из камней или срубленных деревьев, сделать зарубки на деревьях и т. п. в направлении ухода группы.

Вынужденная посадка на воду

Вынужденная посадка самолета на воду случается достаточно редко, но часто заканчивается серьезными травмами, гибелью пассажиров и экипажа. Следует помнить, что самолет может приводниться достаточно неожиданно и порой так плавно и незаметно для пассажиров, что они это примут за обычную посадку в аэропорту. Но может случиться, что во время приводнения при ударе о воду самолет развалится на части и быстро затонет. При этом:

спасательных жилетов и надувных плотов в самолете нет;
средства спасения находятся в одном месте и вы за то время, что самолет на плаву, до них не сможете добраться;
возникла паника и до спасательных жилетов невозможно добраться; вода за бортом ледяная;
на море шторм, и волны достигают нескольких метров высотой;
аварийная посадка произошла далеко от берега в открытом море;
топливо, разлившееся из баков самолета на воду, загорелось.

Кроме этого, следует помнить, что хотя самолеты и имеют некоторую плавучесть, но все зависит от того, какого типа самолет. Если двигатели расположены на крыльях - самолет будет находиться в горизонтальном положении, если же двигатели расположены в хвосте самолета, то он будет плавать хвостовой частью вниз. Прежде чем затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 минут. Но если у него поврежден фюзеляж, то это время окажется намного меньше.

Действия экипажа

Спустить на воду все имеющиеся спасательные плоты (надуваются при сбрасывании автоматически, зимой это происходит за 3 минуты, летом за 1 минуту).
Если плоты не надулись автоматически, то сильным рывком дергают фал, который ведет к баллону системы газонаполнения.
Если время позволяет - захватить на плот теплые вещи, а также дополнительный запас продуктов и воды вне зависимости от наличия на борту спасательного плота аварийного запаса.
Убедиться, что на борту самолета никого не осталось.
Командование пассажирами на спасательных плотах принимает на себя командир воздушного судна, а в случае его гибели - старший по званию.
По окончании посадки в спасательные плоты немедленно отойти от места погружения самолета (вертолета) на безопасное расстояние, используя для этого весла и другие подручные предметы. Затем расправить и бросить за борт плавучий якорь, который уменьшит скорость дрейфа по ветру и не даст плоту далеко уйти от места аварии, что способствует более быстрому его поиску спасателями. Кроме того, на месте аварии долгое время сохраняется маслянистое пятно, которое также облегчает поиск.
Если плотов несколько, их необходимо связать вместе веревкой на расстоянии 10-15 м друг от друга.
Организовать поиск людей, которые еще могут остаться в воде и принять меры к их подъему на плот.
Организовать сбор всех предметов, оказавшихся в воде, так как они могут пригодиться в дальнейшем.
При наличии радиостанции немедленно передайте сигнал бедствия и включите ее в режим маяка (инструкции по применению аварийной радиостанции нанесены на ее корпусе, и специальных навыков по ее использованию не требуется).

"Энциклопедия выживания" Черныш И. В.

Текущая страница: 4 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

§ 14. Безопасность в общественном транспорте и автомобиле

Давайте рассмотрим, как безопасно вести себя в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и автомобиле.

Автобус один из самых распространённых видов транспорта. Он легко маневрирует в транспортном потоке, может резко менять направление и скорость движения. Правда, при неблагоприятных погодных условиях и плохом состоянии дороги, в случае резкого торможения и в некоторых других ситуациях с ним может произойти авария. Причём удар даже на небольшой скорости часто приводит к травмам пассажиров.


Эвакуация из автобуса через аварийный выход


Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать двери, окна, вентиляционные люки.

В автобусах имеются специальные окна, которые могут служить аварийными выходами. Чтобы воспользоваться ими, надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения, а затем выдавить стекло. Можно и просто выбить любое стекло при помощи твёрдого предмета: «дипломата» с металлическим ободом, огнетушителя, тормозного башмака. При этом надо следить, чтобы рядом не было людей, которых могут поранить острые осколки. Не забыть также отбить острые осколки по краям окна.

После того как авария произошла, первым делом надо определить, где и в каком положении вы находитесь и нет ли пожара. В зависимости от ситуации двигаться к выходу.

Ситуация затопления салона редка. Однако, оказавшись в ней, не следует спешить покидать салон, надо подождать, пока он частично наполнится водой выбираться будет легче.

Троллейбус и трамвай из-за их сравнительно небольшой скорости и малой маневренности наиболее безопасные виды общественного транспорта. Но надо помнить, что электрическая тяга создаёт опасность поражения током. При сильных ливнях, при оттепелях в зимнее время может произойти замыкание токонесущих проводов на корпус машины. В 1996 г. в Москве несколько раз по этой причине выходило из строя до 40 % троллейбусов, что вызывало перебои в обслуживании пассажиров. Иногда это приводило к травмированию людей.

Поражение током возможно и при сильном ветре, когда вероятен обрыв контактного провода и его падение на крышу машины. Покидать троллейбус (трамвай), находящийся под током, можно только прыжком, чтобы исключить удар током, когда пассажир, стоя одной ногой на ступеньке, касается другой ногой земли.


Эвакуация из троллейбуса (трамвая)


Метро транспортное средство повышенной опасности. Чтобы избежать неприятностей, надо соблюдать правила пользования метрополитеном.

Первая зона опасности в метро турникеты на входе. Попытка пройти бесплатно, создать давку и прорваться группой, перепрыгнуть через турникет чаще всего заканчивается ударом его створок. Для взрослых такой удар практически безопасен, ребёнку он может нанести серьёзную травму.

Вторая зона опасности эскалатор. Причиной опасной ситуации на нём могут стать резкая остановка, неожиданный разгон или разрушение ленты эскалатора. Не удержавшись при резкой остановке на ногах, надо сгруппироваться и как можно быстрее встать. В случае резкого разгона или разрушения ленты эскалатора надо немедленно перебраться на соседний эскалатор, перепрыгнув или перекатившись через ограждение и не задерживаясь на нём. Не стоит и самим создавать опасные ситуации на эскалаторе: усаживаться на его ступени, устраивать соревнования по бегу, загораживая при этом проход, ставить на поручни предметы или бросать монеты, другие вещи и наблюдать, как они летят вниз. Тонкие каблуки на обуви девочек, слишком мягкие или рваные подмётки могут застрять в его гофрированных ступенях.

Третья зона опасности перрон. Потоки входящих и выходящих пассажиров, к тому же с сумками, чемоданами, рюкзаками, могут создать опасную ситуацию. Зайдя за ограничительную линию и находясь у края платформы, можно упасть на пути. К такому же результату может привести попытка достать самостоятельно упавшую с перрона вещь. Упав на пути, нельзя сразу же подниматься на платформу (под ней находится высоковольтный контактный рельс), надо бежать по ходу поезда к её началу (там есть лестница). Если показался поезд, следует лечь между рельсами головой навстречу поезду, закрыв уши руками и открыв рот.



Четвёртая зона опасности вагон поезда. Во время его движения возможны резкое торможение и остановка, отключение освещения, загорание электропроводки, задымление. В движущемся поезде эти ситуации становятся опаснее вдвойне. Надо помнить, что каждый вагон оборудован экстренной связью с машинистом. В любых опасных ситуациях надо пользоваться ею: нажать кнопку, не торопиться, сказать, что произошло, и назвать номер вагона.

Как вести себя в метро:

Не надо пытаться пройти в метро бесплатно: удар створок турникета может быть достаточно сильным;

Не бежать по эскалатору, не ставить вещи на ступеньки, не садиться и не стоять по ходу движения спиной;

Не задерживаться на выходе с эскалатора, не создавать давки;

Не подходить к краю платформы;

Не подходить к вагону до полной остановки поезда; рюкзак или сумку снять с плеча: они помешают развернуться в вагоне;

Не поднимать самостоятельно упавший на рельсы предмет, позвать для этого дежурного по станции;

Не паниковать, если поезд остановился в тоннеле; ждать объявлений и выполнять все распоряжения работников метрополитена;

Не спешить заглянуть в оставленный кем-то чемодан или сумку, сообщить о них дежурному по станции;

Помнить: от вашей воспитанности зависит безопасность других пассажиров (брошенная на платформу банановая кожура может для кого-то стать причиной травмы, не придержанная за собой входная дверь вестибюля ударит следующего за вами человека).

Легковой автомобиль. Большинство людей время от времени пользуются этим видом транспорта, даже если в семье нет автомобиля. Легковые автомобили наиболее опасны для пешеходов и пассажиров по нескольким причинам:

Многие автолюбители, в отличие от профессионалов, не имеют хорошей подготовки;

Автомобили обладают высокой скоростью движения;

В потоке машин легковой автомобиль может столкнуться с тяжёлым грузовиком, в этом случае его водитель и пассажиры подвергаются большей опасности, чем люди, находящиеся в грузовике.

Меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле:

Во время движения нельзя открывать двери;

Нельзя ездить без пристёгнутых ремней безопасности;

В машине надо иметь аптечку и огнетушитель;

Во время движения надо следить за дорогой и не мешать водителю;

Нельзя отвлекать водителя от управления во время движения автомобиля.

Иногда во время поездки пассажир пассивен, не следит за дорогой, и опасность столкновения для него полная неожиданность. Поэтому следует развивать у себя очень полезную привычку: сидя в машине, воспринимать каждый необычный сигнал (звук гудка, нарастающий звук двигателя приближающейся машины, визг тормозов за окном) как предупреждение об опасности.

Увидев, что столкновение неизбежно, надо упереться ногами в пол, а руками – в панель или переднее сиденье. После столкновения надо постараться быстро покинуть машину.

Если выбраться через двери невозможно, это надо сделать, выбив переднее или заднее стекло ногами. Поможет в этой ситуации какой-либо инструмент или другой предмет, находящийся в салоне автомобиля. Подручным средством может быть и противоугонное устройство – блокиратор руля. Выбравшись наружу, надо помочь выбраться остальным, достать из машины аптечку и огнетушитель.

Вопросы и задания

1. Расскажите об одном из известных вам городских маршрутов автобуса, троллейбуса, трамвая. Опишите подробно маршрут, расскажите об опасных местах, через которые он проходит (перекрёстки, крутые подъёмы, спуски, эстакады на транспортных развязках), режим движения машин на этом маршруте в разное время дня и в различные дни недели.

2. Изложите правила безопасного поведения в автобусе.

3. Расскажите о правилах поведения в троллейбусе и трамвае в сырую, ненастную погоду.

4. Пользуясь городским транспортом, изучите конструкции входных дверей автобусов, трамваев. Расскажите, почему нельзя прислоняться к ним во время движения. Как можно использовать их в качестве аварийного выхода?

5. Расскажите о средствах безопасности в метро. Какие опасные ситуации могут возникнуть в вагоне поезда метро? Расскажите о своих действиях в этих случаях.

6. Изучите схему метрополитена в вашем городе. Найдите возможные варианты объезда для ситуации, когда один из участков перекрыт вследствие аварии. Знаете ли вы, каким видом наземного транспорта можно воспользоваться в случае аварии на станции, которой вы обычно пользуетесь?

7. Расскажите, какие устройства для обеспечения безопасности в легковых автомобилях вы знаете.


ЗАДАЧА 18.

Вы едете вечером в поезде метрополитена. В вагоне кроме вас находится только спящий дедушка. Вдруг поезд остановился в пролёте между станциями. Проходит 20 минут, но поезд стоит. И тут вы заметили в конце вагона оставленную кем-то коробку. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Разбудить дедушку и удалиться вместе с ним в другой конец вагона или укрыться за сиденьями.

2. Открыть коробку и посмотреть, что там.

3. Сообщить машинисту.

4. Выкинуть коробку в окно.


ЗАДАЧА 19.

Вы едете в школу в переполненном вагоне метрополитена и находитесь у двери. Вдруг у вас закружилась голова и заболел живот. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Выйти на ближайшей станции и посидеть.

2. Выйти на ближайшей станции и зайти к врачу.

3. Поехать в поликлинику.

4. Попросить кого-нибудь уступить вам место.


ЗАДАЧА 20.

Вас с мамой пригласили на дачу отмечать Новый год. На улице -29 °C. От станции метрополитена вы должны ехать по шоссе 17 км. На остановке автобуса вы узнаёте, что автобусы начнут ходить только через два часа. Вам сказали, что вы можете дойти через лес за час. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия.

1. Стоять на остановке и ждать автобус.

2. Пойти через лес.

3. Попытаться доехать на какой-либо проезжающей мимо машине.

4. Вернуться домой.

5. Попробовать найти какой-либо другой способ добраться до нужного места (другой автобус).


ЗАДАЧА 21.

Вы с другом едете в метро. В ожидании поезда вы замечаете, что один из пассажиров уронил на рельсы сумку и пытается прыгнуть за ней. Горит зелёный сигнал семафора. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Отправиться искать сотрудника транспортной полиции.

2. Остановить пассажира от необдуманного поступка.

4. Подсказать этому человеку, чтобы он обратился за помощью к дежурному по станции.


ЗАДАЧА 22.

Вы едете с друзьями в вагоне метро. Вдруг вагон начинает заполняться дымом, слезятся глаза. Люди начинают беспокоиться. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. По внутренней связи передать информацию машинисту.

2. Попытаться открыть двери вагона и окна, чтобы поступал свежий воздух.

3. Найти под сиденьем в вагоне огнетушитель.

4. Сохранять спокойствие, успокоить людей, обратиться за помощью ко взрослым.

5. При остановке поезда в тоннеле и открытии дверей не выходить на пути.


ЗАДАЧА 23.

Вы едете со знакомыми в автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со столбом освещения. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Кричать, давать советы водителю.

2. Собраться, сгруппироваться, упереться ногами в спинку переднего сиденья.

3. Лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками.

4. Сидя упереться руками в спинку переднего сиденья.

5. Постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их.

6. При остановке покинуть машину.

§ 15. Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт на сегодняшний день остаётся одним из самых распространённых, так как он сравнительно дёшев и относительно безопасен. Но опасность аварий на нём всё-таки существует, так как для остановки поезда, несущегося на большой скорости, требуется не менее километра. Спасателям бывает сложно быстро прийти на помощь его пассажирам в случае аварии, так как железнодорожные магистрали часто проходят вдали от населённых пунктов и автомобильных дорог.

Опасность подстерегает не только в поезде. Опасными зонами являются также железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы. Здесь существует реальная угроза не только для работников железной дороги и пассажиров, но и для людей, проживающих вблизи от железнодорожных путей, станций, вокзалов и депо.

Опасные зоны железнодорожного транспорта

Во время поездки нельзя забывать и о правилах поведения на пристанционных территориях (посадочных платформах, железнодорожных путях и переездах, на вокзалах и в поездах). Эти наиболее опасные зоны железнодорожного транспорта приведены на схеме. Хотя скорость движения поезда при маневрировании, подходе к платформе невелика, видимость для машиниста и пассажиров очень ограничена. На подъездных путях много различных технических устройств (семафоры, стрелки перевода путей), поэтому существует опасность повредить ноги. Пересекать железнодорожные пути лучше всего по подземным, надземным или обозначенным переходам. Если всё-таки приходится выходить на пути (например, на небольших станциях в сельской местности), надо быть особенно внимательными и осторожными, не пересекать пути, не осмотревшись, и никогда не торопиться. Помнить, что железная дорога зона повышенной опасности!


Как не пострадать от железнодорожного транспорта:

Не ходить по железнодорожным путям, особенно там, где есть стрелки, не играть на путях;

Не подлезать под вагоны, при переходе через пути пользоваться пешеходными мостами, тоннелями и переходами;

Не бегать по платформе в ожидании поезда;

Не стоять у края платформы;

Не подходить к вагону до полной остановки поезда;

Не высовываться из окон во время движения поезда;

Не открывать наружные двери тамбуров и не выпрыгивать при движении поезда.


Разместившись в вагоне на своём месте, надо безопасно расположить багаж. Тяжёлый и громоздкий багаж лучше не класть наверх, а разместить его внизу под нижними полками. Подумать о своей безопасности во время сна (особенно на верхней полке). Изучить правила поведения пассажиров, которые вывешены в вагоне.

Что делать в случае крушения поезда:

Попробовать выбраться через окно;

Не думать о багаже: жизнь дороже;

Не уходить далеко от места аварии, выбравшись из опасной зоны, постарайтесь не отходить от взрослых;

Выпрыгивать из движущегося поезда только в случае прямой опасности для жизни; при этом надеть на себя как можно больше одежды, защитить голову прыгать по ходу движения с той стороны вагона, где нет столбов, и стараться приземлиться на соединённые вместе ноги, а затем перекатами и кувырками гасить скорость падения.


При возникновении в вагоне пожара следует немедленно сообщить об этом проводнику, а в пригородной электричке – по переговорному устройству машинисту поезда. После этого по указанию должностных лиц поездной бригады необходимо быстро уходить в передние или задние вагоны поезда, плотно закрывая за собой двери.

Вопросы и задания

1. Назовите опасные зоны железнодорожного транспорта.

2. Представьте себе, что вы опаздываете на посадку и не успеваете к своему вагону. Как вы поступите?

3. Составьте список необходимых в поезде вещей.

4. Что должен знать пассажир? Какие правила он должен соблюдать?

5. Что необходимо делать в случае аварии?

6. Что делать, если в вагоне электрички возник пожар?


ЗАДАЧА 24.

Вы с родителями спешите на электричку. Опаздываете на поезд. На путях перед вами стоит товарный поезд. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия.

1. Бежать через пути к платформе, обегая товарный поезд.

2. Пройти до перехода и выйти на платформу.

3. Пролезть к платформе под товарным вагоном.

§ 16. Авиационный транспорт

Современные самолёты надёжны, и полёт на них почти всегда безопасен. Однако пока нет совсем безопасных механизмов, машин. Самолёт очень сложная машина, да и погода во время полёта бывает не всегда тихая и солнечная. К сожалению, каждый год в авиакатастрофах в мире погибает в среднем 3000 человек.

В полёте самолёт всегда автономен, его безопасность обеспечивается работой десятков людей на Земле: техников, связистов, диспетчеров. Но как бы он ни был совершенен, любой полёт на нём всегда зависит от внешних условий. Сильный ветер, плохая видимость, снег и дождь влияют на безопасность полёта, создавая иногда ситуации, для преодоления которых от экипажа и наземных служб требуется много умения, упорства, а иногда и мужества.

Пассажир также должен соблюдать правила, от выполнения которых зависит безопасность полёта.

Как вести себя в салоне самолёта:

Перед взлётом и посадкой занять своё место и не ходить по салону;

На полке, расположенной над креслами, размещать только негромоздкие вещи (пальто, плащ, куртку);

Внимательно выслушивать информацию стюардессы о правилах поведения и средствах безопасности на борту судна;

Во время полёта изучить правила применения средств безопасности;

Следить, чтобы при взлёте и посадке ремень безопасности был плотно натянут у бёдер;

При опасных ситуациях сохранять спокойствие и выполнять все указания экипажа.

В катастрофических ситуациях на самолётах обычно проявляются два опасных типа поведения пассажиров паника и апатия. Второе, как ни странно, встречается чаще.

Следует учитывать это и никогда не прекращать борьбу за свою жизнь.

Рассмотрим некоторые опасные ситуации, возможные во время полёта, и вместе подумаем, как из них выйти.

При аварии на самолёте запас времени для действий очень мал, поэтому страх, паника только увеличат опасность, сократят это время. Необходимо действовать разумно: от этого зависит ваше спасение.

Если авария происходит при взлёте, посадке или на большой высоте, пилоты постараются прервать полёт и посадить самолёт, однако аварийная посадка в этом случае не будет мягкой.

При аварийной посадке надо принять безопасное положение: тело согнуто, голова наклонена как можно ниже, руки прикрывают голову, ноги упираются в спинку переднего сиденья.

Убрать от себя громоздкие, тяжёлые и другие опасные предметы, способные нанести ранения. Постараться надеть на себя верхнюю одежду.

После аварийной посадки необходимо не паниковать, выполнять все команды экипажа самолёта, помогать тем, кто ранен или находится в беспомощном состоянии. Покинуть самолёт можно только через аварийные выходы. После выхода из самолёта нужно отойти от него на безопасное расстояние, так как возможен его взрыв. Действия должны быть чёткими, осознанными, быстрыми, ведь от этого зависит здоровье и жизнь.


Безопасное положение при аварийной посадке


При разгерметизации самолёта во время полёта у пассажира есть только несколько секунд, чтобы надеть кислородную маску, которая находится в спинке переднего сиденья или над головой.

При пожаре в самолёте надо выполнять все команды экипажа. После приземления самое главное как можно быстрее покинуть самолёт, а для этого нужно направиться к ближайшему аварийному выходу. Пробираться к выходу следует на четвереньках, пригнувшись как можно ниже, так как внизу дыма меньше (опасен не столько огонь, сколько дым). Закрыть рот шарфом или платком (если возможно, мокрым). Не брать с собой ручную кладь, проявлять решительность и дисциплинированность.

При аварийной посадке самолёта на воду нужно надеть спасательный жилет, но надуть его лишь слегка, чтобы он не мешал при выходе.

Вопросы и задания

1. Если вам приходилось летать на самолётах, расскажите о своих впечатлениях.

2. Расскажите о правилах безопасности на авиационном транспорте.

3. Вспомните и расскажите о каком-либо фильме или книге, где показана (описана) аварийная ситуация на воздушном транспорте.


ЗАДАЧА 25.

Во время полёта в самолёте возникли неполадки, в результате которых предстоит аварийная посадка. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Не паниковать, выслушать информацию экипажа.

2. Сгруппироваться перед посадкой, закрыть голову руками и наклониться вперёд.

3. Одеться.

4. Отправиться к экипажу выяснять ситуацию.

5. Пристегнуться ремнём безопасности.

6. Подготовить свои вещи к эвакуации.