Причины задержания рейса. Что делать если задержали рейс на самолет

К сожалению, задержанный рейс - явление достаточно частое и с ним может столкнуться каждый человек. Но мало кто может сориентироваться в такой ситуации. Причиной тому является незнание важной информации. Ниже представлено несколько полезных советов как вести себя в случае, если ваш рейс задерживают.

Что делать, если задержали рейс?

  1. Права любого пассажира всегда одинаковы, независимо от того, какой авиакомпанией и каким рейсом вы летите. Эти права регулируются законом о защите прав потребителей.
  2. Авиакомпания должна предупреждать о том, насколько и почему задерживают ваш рейс. Такую информацию можно получить за стойкой авиакомпании.
  3. В случае, если вы решили пожаловаться на авиакомпанию, если задержали рейс, необходимо попросить у сотрудников аэропорта специальный документ, который подтверждает, что задержка действительно была, на сколько и по каким причинам. В большинстве случаев это постой билет на самолет, но перед посадкой обязательно попросите, чтобы вам поставили штамп с точной датой вылета.
  4. Авиакомпания обязательно организовывает хранение багажа пассажиров, рейс которых задержали.
  5. Когда вы летите вместе с ребенком, младше семи лет, вам должны выделить специальную комнату.
  6. Вам будут давать бесплатные напитки, а так же возможность два раза позвонить и написать пару сообщений, если вы ждете ваш рейс больше двух часов.
  7. Если рейс опаздывает более, чем на четыре часа, вам обязаны подать горячий комплексный обед. Кормить должны регулярно.
  8. Авиакомпания обязана поселить пассажиров в отеле в том случае, если рейс задержали больше чем на восемь часов.
  9. Когда вас селят в отель, вы получаете трансфер с аэропорта до гостиницы и в другую сторону.
  10. Авиационная компания не должна селить к вам в номер других, чужих для вас пассажиров.
  11. Часто бывает, что авиакомпания находит альтернативный способ перелета, чтобы пассажиры не тратили свое время на ожидания. В таком случае, вы не обязаны ничего доплачивать.
  12. Если рейс опаздывает на длительное время, вам должны выплатить компенсацию в размере 25% МРОТ за 1 час просрочки, но не больше 50% стоимости авиабилета.

Если же ваши права нарушают, например, просят доплату за поселение или перелет на альтернативном борту самолета, вы можете легко подать иск на эту авиакомпанию, либо написать на нее жалобы в разные инстанции. Главное собирайте документальные доказательства (чеки, билеты) и вы сможете компенсировать свои затраты финансов и времени.

Знаете ли вы о том, что если ваш вылет отменён или отложен, то вам полагаются не только определённые бонусы вроде горячего питания, но в ряде случаев и денежная компенсация за задержку рейса? Если нет, тогда читайте статью до конца – я расскажу о правах, которые есть у каждого пассажира.

Небольшие задержки рейса случаются нередко, но как правило не причиняют существенных неудобств, а длительные происходят, всё-таки, нечасто (на моей памяти нам только однажды пришлось провести в аэропорту, в ожидании вылета 5 часов), но тем не менее полезно знать о своих правах в данной ситуации.

Если о базовых вещах вроде звонка по телефону, еды и напитков знают многие, то про денежную компенсацию за задержку рейса (до 600 евро) , которая полагается в определённых случаях знают очень немногие – да что там говорить, мы и сами узнали буквально недавно. Итак, давайте раберём несколько ситуаций – в каких ситуациях и что вам полагается.

Вам сообщили об отмене или существенной задержке рейса, когда вы уже приехали в аэропорт

Сохраняйте хладнокровие и постараться разобраться в причинах инцидента. Первым делом найдите представителей авиакомпании и уточните у них причину задержки/отмены . Этих людей можно найти на стойках регистрации или непосредственно около вашего выхода. Если вы не можете никого найти - свяжитесь с авиакомпанией по горячей линии.

Фиксируйте ваше общение с авиакомпанией, если это возможно. Сделайте несколько фото с расписанием, где указано время отправления – в дальнейшем это может упростить получение компенсации за задержку рейса.

Обязательно сохраняйте посадочный талон. Это подтверждение вашей регистрации на рейс!

Независимо от причины, авиакомпания должна предоставить вам комфортные условия ожидания и один из следующих вариантов разрешения сложившейся ситуации (в России согласно 99 и 227 ст. Федеральных авиационных правил, в ЕС согласно Регламенту ЕС261).

  • Альтернативный транспорт в конечную точку назначения при первой же возможности.
  • Перебронирование на более позднюю, удобную для вас, дату, с учётом наличия доступных мест (при этом, обязанность авиакомпании предоставлять помощь и проживание прекращается).
  • Возмещение стоимости билета в течение 7 дней, а также возвращение вас в исходную точку маршрута, если дальнейшее продолжение путешествия не имеет смысла (распространяется на задержки длительностью более 5 часов).

Если вы решили дождаться рейса, требуйте у авиакомпании предоставления:

Спустя 2 часа ожидания

  • Прохладительные напитки и холодные закуски/снеки (далее авиакомпания должна предоставлять напитки и питание раз в 3-4 часа).
  • 2 телефонных звонка или возможность отправить e-mail/факс.
  • Предоставление комнаты матери и ребенка (для родителей с детьми до 7 лет).

Спустя 4 часа задержки

  • Горячее питание (далее каждые 6 часов).

При необходимости ожидания следующего рейса 8 часов в дневное время и 6 часов - в ночное:

  • Размещение в гостинице на время задержки.
  • Трансфер до места размещения и обратно в аэропорт.

Если авиакомпания категорически отказывается предоставлять данные удобства, вы можете использовать собственные средства и требоватьот авиакомпании компенсацию за задержку рейса и возмещение потраченных денег уже после поездки (размещение в люксе и лобстеров вам, конечно, не компенсируют, по крайней мере если вы летите в эконом классе).

Вам отказали в посадке по причине овербукинга

Если вы регистрируетесь на рейс, а вам говорят, что все места уже заняты, значит вы столкнулись с овербукингом (тот случай, когда на рейс продано больше билетов, чем может вместить самолёт).

Права, которые имеет пассажир в случае отказа в посадке из-за овербукинга абсолютно такие же, как и в случае отмены рейса (см. выше):

  • Альтернативный транспорт, перебронирование на более позднюю дату или возврат средств.
  • Питание, связь и размещение в отеле.

Как получить до 600 евро компенсации за задержку рейса или его отмену

Если вам сообщили о задержке/отмене рейса в аэропорту, либо менее чем за 14 дней до даты вылета, или вам отказали в посадке, то помимо удобств, которые должна предоставить авиакомпания, вам положено до 600 евро компенсации.

Что делать чтобы получить компенсацию?

Определите подходит ли ваш рейс под компенсацию за задержку рейса.

В соответствии с Регламентом ЕС261, который действует в воздушном пространстве Евросоюза, пассажиру может быть положено от 250 до 600 евро компенсации в случае:

  • Задержки рейса более, чем на 3 часа.
  • Отмены рейса.
  • Отказа в посадке из-за овербукинга.
  • Опоздания на пересадку из-за задержки первого сегмента (итоговая задержка в пункт назначения должна быть не менее 3 часов).

Необходимо, чтобы рейс относился к юрисдикции ЕС, либо Турции, другими словами, ваш рейс должен быть совершён:

  • из ЕС любой авиакомпанией,
  • либо в ЕС европейской авиакомпанией,
  • из Турции любой авиакомпанией,
  • либо в Турцию турецкой авиакомпанией.

Таким образом, перелёт из России, например в Берлин Аэрофлотом под компенсацию не попадает, а перелёт из России в Берлин компанией Air Berlin, либо перелёт из Берлина в Россию Аэрофлотом – попадают.

Вы имеете право на получение компенсации за задержку рейса в том случае, если задержка или отмена произошла по вине авиакомпании. Причины, которые можно считать виной авиакомпании:

  • Разного рода технические неполадки.
  • Опоздание судна.
  • Несвоевременная проверка судна.
  • Овербукинг.

В случае если причиной являются неблагоприятные погодные условиями, забастовка авиаперсонала или другие форс-мажорные обстоятельства, компенсация не выплачивается.

Срок давности рейса, по которому можно рассчитывать на компенсации составляет от 2 до 6 лет (в зависимости от страны вылета).

Соберите необходимые документы

  • Данные рейса: маршрут, номер и дата рейса.
  • Номер бронирования (необходим практически для всех авиакомпаний).
  • Посадочный талон, билет или письмо о бронировании рейса (документ подтверждающий, что вы приобретали билет).

Далее можно или самостоятельно обратиться с досудебной претензией в авиакомпанию и скорее всего готовиться к судебному процессу, либо обратиться в компанию Compensair, которая является посредником в решении подобных вопросов. Они будут заниматься подготовкой и оформлением всех необходимых документов, общаться с авиакомпанией и если понадобиться, то представлять ваши интересы в суде.

Самое интересное, что услуги Compensair оплачиваются только в том случае, если вы получите компенсацию за задержку рейса , т.е. если в течение последних 6 лет у вас были задержки или отмены европейских рейсов – есть смысл попробовать получить немного деньжат, в любом случае вы ничего не теряете 🙂

Проверить, какой размер компенсации за задержку рейса вам положен, можно на сайте , либо прямо здесь, с помощью специального калькулятора

Во время путешествий может случиться всякое, но самое распространенное бедствие, с которым сталкиваются авиапассажиры, — задержка или отмена авиарейса. Часто в этом случае многие впадают в панику, и у многих возникает вопрос — что делать и как отстаивать свои права? «Мойка78» публикует краткую инструкцию на этот случай.

По словам юристов, обязанности российских авиакомпаний в случае задержки или отмены рейсов четко прописаны в федеральных Авиационных правилах и Воздушном кодексе РФ. Если ваш рейс задержан или отменен, авиаперевозчик обязан:

1. Бесплатно предоставить «комнату матери и ребёнка» пассажиру с ребёнком в возрасте до 7 лет.

2. Дать возможность бесплатно совершить два телефонных звонка или отправить два смс-сообщения (или сообщения по электронной почте) при задержке рейса более чем на два часа.

3. Бесплатно обеспечить всех пассажиров водой и прохладительными напитками при задержке вылета более чем на два часа.

4. При задержке более четырех часов обеспечить пассажиров горячим питанием. Далее питание должно предоставляться каждые 6 часов днем и каждые 8 часов — ночью.

5. При задержке рейса более чем на 8 часов днем и более чем на 6 часов — ночью авиакомпания должна бесплатно разместить всех пассажиров в гостинице. При этом трансфер пассажира из аэропорта в гостиницу и обратно — также за счет авиаторов.

Кстати, обедать и размещаться в отеле пассажир может и сам. Но если он будет делать это в дорогих ресторанах и гостиницах, то потом придётся доказать в суде целесообразность таких трат. В любом случае нужно собирать все чеки и квитанции за питание и проживание за время вынужденного ожидания. Эти документы потом можно будет приложить к претензии в адрес авиакомпании. Европейские авиакомпании и любые перевозчики, вылетающие из аэропортов Европы, кроме питания и размещения в отеле обязаны выплатить пассажиру компенсацию от 250 до 600 евро — в зависимости от времени задержки и дальности перелёта.

Если рейс отменили, то авиакомпания обязана предложить вам альтернативный рейс. Его может совершать как изначальный перевозчик, так и сторонний. При альтернативных перелётах могут быть предложены другие даты или рейсы с пересадкой. Если альтернатива вас не устроила, вы можете прямо в аэропорту вернуть полную стоимость билета. Это касается как прямых рейсов, так и рейсов с пересадкой. Время задержки рейса отсчитывается ровно со времени отправления, указанного в билете изначально.

Что касается денежных компенсаций, то пассажир может претендовать на них, только если авиакомпания не может доказать свою непричастность к форс-мажору. По статье 120 Воздушного кодекса РФ, перевозчик обязан выплатить пассажиру штраф в размере 25 процентов от МРОТ за каждый час просрочки (но не более половины стоимости билета). А также «неустойку» в размере 3 процентов стоимости билета — за каждый час просрочки (по закону «О защите прав потребителей»).

Как «задержанному» пассажиру получить все блага, которые ему причитаются? Ведь работники авиакомпаний часто не хотят выполнять свои обязанности, ссылаясь на никому не ведомые «положения» и «инструкции», отсутствие пищи, воды и т.д.

Эксперты советуют — нужно обязательно найти представителя «проштрафившейся» авиакомпании и жестко потребовать от него исполнения «неденежных» обязательств (питание, напитки, размещение в гостинице и т. д.) Для четкой фиксации задержки рейса нужно получить на стойке регистрации справку или специальный штамп. Также можно сфотографировать табло, на котором отражена информация о задержке или отмене рейса. В момент вылета после задержки нужно обязательно требовать при посадке на рейс, чтобы вам поставили на билете штамп с актуальным временем посадки. Если авиакомпания потом откажется выплачивать вам компенсацию, эта информация послужит доказательством в суде.

После того, как вы успешно долетели, нужно обязательно написать в авиакомпанию письмо с требованием выплатить компенсацию за задержку или отмену рейса. Если ее руководство откажется это делать, можно смело идти в суд.

Важно помнить: авиакомпания не несёт ответственности перед пассажирами за задержку или отмену рейса в следующих случаях.

1. Природные стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожары, тайфуны, извержения вулканов и т.д.) Причём как в точке вылета, так и в месте прибытия.

2. Условия общественной жизни, влияющие на безопасность полётов (военные операции, эпидемии).

3. Национальные или отраслевые забастовки.

4. Государственный карантин или ограничение перевозок на определённом направлении.

5. Устранение неисправности авиалайнера, угрожавшее жизни и здоровью пассажиров.

Эксперты говорят — как правило, авиакомпании при отмене или переносе рейса ссылаются на любой из этих пяти пунктов, ведь это минимизирует её ответственность перед пассажирами.

Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.

Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.

Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.

А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.

Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.

Позднее прибытие самолета.

Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.

Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».

Метеоусловия.

Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.

Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.

Техническая причина.

Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.

Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.

Задержки связанные с работой наземных служб.

Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.

Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.

Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?

Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.

Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.

Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?

Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.

Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.

Как борются с задержками авиакомпании?

В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.

Если авиакомпания отменила вылет или перенесла его, первое столкновение с такой ситуацией вызывает панику. Особенно когда это происходит с трансферным рейсом (промежуточный перелет с пересадкой), подразумевающим определенное время прибытия. Однако билет на самолет – вид соглашения с авиакомпанией, подтверждающий список обязанностей перевозчика.

К ним относятся:

  • доставка пассажира в согласованное место и сроки;
  • забота о клиентах в случае нарушения их интересов.

Знание нюансов позволит сориентироваться в незапланированной ситуации, а также решить проблему задержки рейса либо аннулирования наиболее эффективным способом.

Причины отмены рейсов

Когда перелет признан недействительным, виновником аннулирования не всегда является авиаперевозчик. До выдвигания требований выплаты компенсации за отмену в офисе организации следует узнать причину такого решения.

Авиакомпания виновна в случае, когда снятие перелета связано:

  • с нестыковками в расписании;
  • с неподготовленностью самолета к рейсу или опоздания осуществления уборки до времени вылета;
  • непрохождением регистрации пассажиром из-за овербукинга: так происходит, когда количество проданных билетов превышает действительное число мест;
  • отсутствием выгоды для предприятия;
  • невозможностью приведения доказательств, доказывающих удовлетворительную причину отмены вылета.

Вины перевозчика нет, если на произошедшее повлияли:

  • погодные условия;
  • природные катаклизмы;
  • действия военных;
  • переход государства в военное положение;
  • ввод запрета или ограничения на определенные маршруты перевозки;
  • забастовка работников авиакомпании;
  • повреждение самолета, угрожающее жизни клиентов.

Если снятие вылета произошло по причине неудовлетворительных метеоусловий, алгоритм действий включает в себя следующие этапы:

  1. До выезда в аэропорт уточните, что перелет состоится. Эта опция доступна в онлайн-табло на сайте аэроузла.
  2. Сделайте все возможное для приезда без опозданий. В ситуации наибольшего количества заторов на дорогах, воспользуйтесь услугами метрополитена.
  3. Пройдите процедуру регистрации на сайте, принадлежащем авиаперевозчику. Такая мера предосторожности обеспечит запас времени, что очень выручит при задержке в пути до аэропорта. По умолчанию прибыть на процедуру регистрации нужно не менее чем за полтора часа до назначенного вылета. Если присутствует распечатанный посадочный талон, срок сократится до 40 минут.

Отмена рейса по вине авиакомпании

Когда у компании отсутствуют доказательства, что на аннулирование перелета повлияли непредвиденные обстоятельства, пассажир вправе претендовать на получение выплаты в размере 3% от цены авиабилета. Ставка начисляется за каждые 60 минут, проведенные в ожидании.

Величина возмещения прописана в ст. 28 российского законодательства, регламентирующего потребительские права (ст. 5). Более высокие суммы не предусмотрены в случае отмены рейса, однако покупателю обязаны вернуть количество потраченных на билет средств или обменять талон на альтернативный из доступных у перевозчика.

Ответственность авиакомпании в РФ

Регламент, установленный законодательством РФ, одинаково распространяется на все компании, которые осуществляют авиаперевозки граждан. Это не зависит от наименования фирмы.

Освобождены от ответственности по ст. 794 ГК авиаорганизации в случаях:

  1. Стихийных бедствий.
  2. Изменений условий жизни общества (вспышка эпидемии или военные операции).
  3. Начала забастовок (отраслевых, либо национальных).
  4. Введение государством ограничения на перелеты по определенным направлениям.
  5. Снятие или перенос времени посадки из-за дефекта воздушного судна, если это несет угрозу здоровью клиентов.

Важно! В большинстве случаев авиафирмы ссылаются на эти причины, поскольку в этом случае ответственность перевозчика минимальна. Удостоверьтесь, что предоставленная информация соответствует действительности.

Ответственность авиакомпании в ЕС

Как и российские аэроузлы европейские воздушные причалы не отвечают за аннулирование или опоздание рейса по чрезвычайным обстоятельствам, если они были неизбежными даже при условии принятия всех допустимых мер.

Когда ситуация связана с овербукингом (нарушение со стороны перевозчика), нестыковок составленного расписания и других внутренних процессов, виновник – аэрокомпания. Действия и права компаний, предоставляющих услуги авиаперелетов, а также их пассажиров регламентированы постановлением парламента 231.

Алгоритм, которому стоит следовать при опоздании времени вылета в европейском аэропорту аналогичен возникновению такой ситуации в РФ. Предложенной альтернативой станет другой рейс, либо перенесение посадки на более поздний срок.

Пассажиру в это время должны предоставить:

  • еду и питье (в пределах разумного);
  • гостиничный номер (при задержке на 1 и более ночей);
  • доставку от аэроузла до места проживания;
  • 2 звонка по телефону, факсимильную и электронную почту.

Внимание! Работники авиаорганизации должны информировать клиентов об алгоритме действий, предусмотренном для той или иной ситуации. Если произошел форс-мажорный случай, и компания не имела возможности повлиять на ход событий, пассажиру обязаны вернуть затраченные на покупку билета деньги, поскольку предоставления услуги не было. Поставьте на талоне отметку, что произошла задержка рейса или отмена.

Нелишней будет фотография табло, где четко видна информация об аннулировании вылета или его опоздании. Это упростит процедуру возврата средств и получения компенсирующей выплаты. При столкновении с овербукингом, перевозчик должен предложить добровольный отказ от перелета всем клиентам, которым не хватило мест. Им положено возмещение в размере от 250 до 600 евро. Сумма зависит от расстояния перелета.

При отсутствии нужного количества добровольцев покупателя снимут с рейса принудительно и вернут ему полную сумму, затраченную на билет.

Если отмена произошла за несколько дней

Во время звонка работник авиакомпании предложит заменяющий вариант перелета, осуществление которого может производиться силами изначального перевозчика, либо стороннего. Альтернативный рейс бывает запланирован на другую дату, а вместо прямого маршрута использоваться вылет с пересадкой.

Внимание! Если предложение вас не устраивает, потраченные средства возвращаются полностью. Это условие продиктовано приказом 82 Минтранса. Для стыковочных разновидностей рейсов предусмотрены отдельные нюансы.

Примером служит ситуация отмены перелета до пункта пересадки. Вернут лишь часть денег, поскольку услуга не оказана наполовину. Вторые билеты сдаются клиентами самостоятельно в соответствии с общими правилами. При невозможности вылета со стыковочного аэроузла перевозка считается в принципе неосуществимой, поэтому пассажир получит полный возврат средств.

Если отмена произошла в день вылета

Если по прибытии в аэропорт вы видите на табло уведомление об отмене вашего рейса, незамедлительно обратитесь к работникам у стойки авиакомпании. Они предложат иной вариант перелета позже на несколько часов или сделают возврат денег, затраченных на приобретение билета.

Важно! Если предоставлен выбор другого вида вылета, решайте вопрос сразу же, так как мест может не остаться из-за бронирования остальными пассажирами, которые также прибыли на посадку отмененного рейса.

Для тех клиентов, кто согласен ждать следующий самолет, действует ряд преимуществ. Если вам придется ждать свыше 2 часов, рассчитывать можно на следующее:

  1. Отдельная комната для матери с ребенком до 7 лет.
  2. Два отправленных письма по электронной почте или телефонных вызова.

Для ожидания от 4 часов пассажиры вправе получать горячую пищу с интервалом в 6 часов днем и 8 часов – ночью. При опоздании посадочной процедуры более чем на 8 часов днем и в ночное время – от 6 часов, список привилегий включает в себя:

  • проживание в гостиничном номере за счет авиаорганизации;
  • доставку до отеля транспортными средствами аэропорта и обратно (когда предоставление жилья не обременено внесением дополнительной оплаты);
  • бесплатное хранение личного багажа.

Внимание! Обязательно проставьте отметку у представителя компании о задержке перелета или отмене. После прохождения паспортного контроля найти его можно около гейта, что зарезервирован для посадки на ваш самолет.

На какую компенсацию можно рассчитывать

Претендовать на получение компенсации можно лишь в случае отсутствия доказательств у компании своей непричастности к возникновению форс-мажорной ситуации.

В РФ

Закон, регулирующий защиту потребительских интересов, обязывает авиаорганизации возмещать пассажирам каждый час ожидания рейса в размере 3% от цены билета (ст. 28, п.5). Максимальная сумма выплаты не превышает ½ стоимости посадочного талона. Это продиктовано Воздушным кодексом (ст. 120).

В зоне Евросоюза

На территории ЕС размер выплат прописан в постановлении Парламента и Консульства. Правила указаны в регламенте № 261. Они едины для всех организаций, предоставляющих услуги авиаперевозок. Это не зависит от места регистрации предприятия, поскольку все полеты над зоной ЕС, перелеты на территорию или вылеты с аэроузлов Евросоюза в любом из направлений попадают в список постановления.

Выплаты предусмотрены для всех пассажиров, граждан любых государств. Сумма возмещения связана с протяженностью перелета в километрах и периода нестыковки с согласованным расписанием.

Для европейских аэропортов тарифы на компенсационные выплаты приведены в таблице ниже.

Важно! Если об отмене вас предупредили заранее (от 14 дней), то право на получение выплаты отсутствует. В случае меньших сроков компенсация выплачивается в зависимости от времени, на которое задержали вылет и расстояние перелета.

Возмещение при уведомлении от 7 до 13 суток до назначенного вылета и предложения альтернативного.

В случае предупреждения в семидневный срок и ранее.

В США

Если ситуация происходит на территории США, то еда, звонки или напитки пострадавшим пассажирам не являются обязательным условием, поскольку в законодательстве нет такой информации. Однако все зависит от политики отдельной компании.

В американских законах даже при длительном опоздании компенсации не предусмотрены. Большая часть перевозчиков обменяет рейс на альтернативный (или поможет с перелетом при помощи воздушного судна стороннего предприятия). В случае большей стоимости нового билета, разницу придется оплатить из своих средств. Вернуть деньги или выплатить возмещение могут лишь в случае овербукинга.

Список документов для получения выплат

Выдача денежных компенсаций осуществляется при предоставлении:

  • сведений о рейсе (номер, маршрут и время);
  • номера брони (обязательный момент для большинства авиаперевозчиков);
  • талона посадки;
  • письма, подтверждающего бронирование;
  • билета.

Варианты получения

Алгоритм самостоятельного получения компенсации состоит из нескольких шагов:

  1. Оформление претензии на английском языке.
  2. Приложение доказательств и подтверждающей документации.
  3. Отправка жалобы с пакетом бумаг на электронный ящик предприятия, по факсу или через официальный сайт.

Если ответ так и не изменился, допускается обращение в органы, контролирующие соблюдение потребительских прав и интересов.

Избежать неприятных вариантов развития событий можно при заблаговременном обращении в справочный сервис авиафирмы или представительство с целью уточнения актуальных сведений о запланированном рейсе.

Полностью исключить форс-мажорные случаи не получится, поэтому заранее возьмите с собой:

  • дополнительный аккумулятор для телефона;
  • устройство для зарядки сотового;
  • непортящиеся продукты питания;
  • книги, сканворды, журналы и т. п.;
  • средства для личной гигиены;
  • сумму для покупки другого билета.

Не выбрасывайте чеки или билеты. Следует также ознакомиться с внутренним регламентом компании. Вероятность отсутствия ответственности, если рейс отменят, не исключена. Это обычная практика бюджетных авиалиний. В случае нарушения интересов обращайтесь в суд.

Когда стоит оформлять исковое заявление в суде

По регламенту п.1 ВК вынесение решения по запросу на выплату возмещения должно произойти в тридцатидневный срок (ст. 128). Если авиаорганизация отклонила заявку, предусмотрена возможность подачи в судебные органы в течение 3 лет со дня задержания или отмены вылета. Об этом говорится в ст. 196 ГК.

Для этого нужно предъявить пакет документов:

  • заявление истца;
  • билет с проставленной отметкой об аннулировании или опоздании сроков посадки;
  • квитанции за питание, гостиничные номера, телефонные звонки в этот период;
  • бумаги, способные подтвердить, что в результате действий авиакомпании пассажиру нанесен ущерб морального или финансового характера;
  • жалоба в письменной форме, ранее отправленная перевозчику (желательно доказательство получения и отправки);
  • ответное послание от авиакомпании.

Внимание! Если вы не уверены в своих силах, постарайтесь решить вопрос в досудебном порядке. Маловероятно, что проживание в номере класса люкс и завышенные расходы на питание возместятся. При корректном поведении представители аэроузлов сделают максимум усилий для компенсации убытков.

Сроки возврата

Точный период получения возмещения законодательством РФ не установлен для случая вынужденных отказов клиента от перелета. У каждой фирмы индивидуальная политика в отношении сроков, но часто потраченные деньги на билет поступают обратно на пассажирский счет в течение 60 дней. Некоторые разбирательства затягиваются до полугода.

Для европейских рейсов максимальное время обработки запроса на возврат и компенсации не превышает 7 дней (ст. 10 и ст. 2).

Заключение

Если организация виновна:

  1. В опоздании посадочной процедуры от 2 до 4 часов, напомните о праве на 2 послания работникам аэроузла. Если с вами ребенок, не достигший 7 лет, попросите предоставить комнату.
  2. Задержка на 4 часа и более. Вы вправе настаивать на получении бесплатного питания.
  3. Если вылет откладывается (на 6 и более часов ночью или на 8 и более часов днем), требуйте доставки до гостиницы и назад транспортом перевозчика, а также оплаты гостиничного номера.
  4. В зоне ЕС задержка более 5 часов дает право на возврат, доставку в исходный пункт маршрута (для стыковочных рейсов) и компенсацию.

Не забывайте документально фиксировать каждый факт нарушения: сохраняйте чеки и фотографируйте табло рейсов.