Трансфэгэрашское шоссе – одна из красивейших трасс Европы. Трансфагараш — самая красивая дорога в Европе Трансфагарасан — необычайная красота и опасность

Апдейт на октябрь 2016: в горах выпал снег, шоссе уже закрыто.

Трансфэгэрашское горное шоссе было построено по приказу диктатора Николае Чаушеску в 70-х годах прошлого века, то есть около пятидесяти лет назад. На данный момент она является второй по высоте горной дорогой в Румынии после Трансальпийской дороги (Transalpina) и входит в десятку . Самая высокая точка на трассе достигает 2024 метров. Шоссе пересекает горный массив Фэгэраш, отсюда и название Transfăgărăşan, DN7C (или как иногда еще пишут, Трансфагараш).

Изначальная цель была использовать дорогу в военных целях, но эта затея, как и многие затеи Чаушеску, себя не оправдала. Мало того, что при строительстве погибла куча народу, оказалось, что содержать её слишком затратно, так как зимой часто бывают снежные обвалы. Поэтому в итоге на данный момент трасса открыта c 30 июня по 1 ноября, даты могут варьироваться в зависимости от погоды. Зимой дорога выглядит так:


via

На что обратить внимание:

  • на протяжении всей трассы нет ни одной заправки.
  • ларьки и кафе есть в двух местах: у озера Быля, и у дамбы Видрару
  • дорога открыта только с 8:00 по 21:00, поэтому не стоит заезжать после 18:00, дабы не выезжать уже после закрытия, в полной темноте.

Из интересного по дороге также можно посмотреть, с севера на юг:

Водопад Быля (Cascada Bâlea) — от него отходит фуникулёр на озеро, стоит30 лей за взрослого, 15 за ребёнка, в одну сторону.

Озеро Быля (Lacul Bâlea) — живописное озеро на высоте 2 с лишним километра. На озере есть пара отелей и «пансиунэ», ресторан средней паршивости. Зато красиво.

Пик Молдовяну (Vârful Moldoveanu) — самый высокая точка Румынии, 2544 метра. Несколькочасовой, и, насколько я понимаю, не самый простой трек от озера Быля — и вы покоритель вершины.



via

Водопад козлиный (Cascada Capra) — находится прямо на дороге, не пропустите.

Замок Поенарь (Cetatea Poienari) , aka настоящая — по большей части руины, но, раз уж по пути, то почему бы не залезть. К тому же, с неё открывается неплохой вид.


Видрару (Vidraru) — гидроэлектростанция и озеро, возникшее в следствии строительства огромной дамбы в форме арки, высотой 166 метров.

Все началось в 1968 году, во время переворота в соседней Чехословакии. Тогда действующий президент Румынии Николае Чаушеску, испугавшись такой же участи для своей страны, решил обезопасить себя, свою власть и Румынию от возможного влияния извне и приказал построить военную дорогу через перевал Фэгэраш…

(Всего 14 фото)

1. Но, несмотря на все усилия, успехом для Николае это не закончилось. Переворот все же был организован, но несколько позже - в 1989 году. В конечном итоге Чаушеску расстреляли, а результатом его стратегической инициативы мы можем любоваться и по сей день.

2. Эта трасса, как, впрочем, и все дороги, имеет свою кодировку - DN7C. Она проходит через Валахию и знаменитую «родину вампиров» Трансильванию, беря свое начало на юге от города Питешти и к северу сливаясь с другой автомобильной артерией.

4. В южной своей части трасса пролегает через горы, имея узкие сквозные туннели, как результат поспешной стройки по приказу высшего руководства страны.

5. Со строительством торопили - 260 км трассы были проложены всего за 4 года (с 1970 по 1974 г.). Не жалели ни сил военных, руками которых она создавалась (в результате чего погибло несколько десятков человек), ни динамита, которого было потрачено несколько тысяч тонн.

6. На пути встречается гидроэлектростанция с приличным водохранилищем и небольшой смотровой площадкой.

8. Самое интересное начинается уже при подъезде к перевалу, на протяжении 30 км тонкая извилистая полоса асфальта вьется по склонам Карпат.

9. Трасса открыта 2-3 месяца в году, как правило - с июля по середину сентября. Вообще, этот показатель очень условный и зависит в первую очередь от погоды и воли местных властей. Все остальное время снежные лавины перекрывают асфальт, блокируя подъезд к вершине, на которой находится ряд смотровых площадок, с которых и открываются самые лучшие виды.

10. В период, когда трасса закрыта для автомобилей, существует способ побывать на вершине, поднявшись на канатке. Но, на мой взгляд, ощущения уже не те, да и вид зимой не настолько впечатляющий.

11. Даже если вам и посчастливится оказаться на смотровой площадке, далеко не факт, что вы сможете полюбоваться видом одной из красивейших трасс Европы. Погода может распорядиться по-другому - например, здесь довольно часто бывает туман. Но нам повезло вдвойне - открытая трасса в совокупности с ясным солнечным днем.

12. Смотровые площадки облюбовали ослики. Когда туристы еще не успели заглушить двигатель, припарковавшись на обочине, дежурящие на местах «наблюдатели» уже подходят за «оплатой» в виде различных вкусностей.

Ослики здесь без комплексов, поэтому им ничего не мешает заглянуть в салон автомобиля через отрытое окно для осмотра на наличие «съедобной оплаты». Своей наглостью они вызывают умиление взрослых и безумный восторг детишек. Но на самом деле они очень приветливые и смешные и совсем не против попозировать перед фотоаппаратом.

13. На вершине перевала имеется парковка, гостиница и туристическая зона, представляющая из себя несколько придорожных кафе и пару десятков торговых киосков, расположенных вдоль трассы. Тематика торговых ларьков делится на две категории: различные вкусности и памятные сувениры. Из вкусностей - колбаса различных видов и копченые сыры.

«Румынский подход» виден сразу - мало того, что вся продукция хранится без холодильника, так торговцы даже не посчитали нужным накрыть ее. Все съедобные товары на полках находятся в открытом доступе, а выхлопные газы мимо проезжающих машин, видимо, по мнению местных, добавляют свои особые вкусовые качества.

14. Осмотрев трассу с высоты, самое время сесть за руль и протестировать технические характеристики автомобиля. Конечно, не стоит входить в повороты с визгом резины, т.к. полосы настолько узкие, что некоторые водители складывают боковые зеркала. Да и отбойники отсутствуют, остается лишь внимательно следить за дорогой и наслаждаться окружающими пейзажами ().

Покинув , мы уже мысленно ехали в Беларусь. Тем не менее, перед нами ещё стояла одна обязательная цель в Румынии - Трансфэгэрашское шоссе. Эта легендарная узенькая дорога открыта на сквозной проезд немногим более двух месяцев в году и некоторыми "авторитетными изданиями" признана одной из красивейших дорог в мире. За неполных 40 лет существования она успела стать одной из визитных карточек Румынии.
Откинув весь снобизм и выпендрёж могу сказать, что дорога и окружающая природа действительно потрясают. На день мы стали детьми, с открытыми ртами глазея вокруг и не стесняясь громко и восторженно высказывать эмоции. Ниже - попытка передать то восхищение, которое мы испытали преодолевая эти 150 километров.

1. В сети румынских дорог, Трансфэгэрашн имеет обозначение "7С". Если ехать со стороны Бухареста, она начинается от города Питешти. Первые 30 километров пролегают по обычной равнинно-степной Румынии, вдоль убогих румынских и цыганских деревень. Покрытие на всей трассе среднего уровня: присутствуют ямы, трещины и неровности. Всё это вместе на первом участке от Питешти дало почву для сарказма по поводу "одной из самых красивых дорог в мире". Впоследствии сарказм быстро улетучился.
Единственный город на трассе - Куртя-де-Арджеш - выглядит очень неплохо для румынского "райцентра". Шутки шутками, а когда-то Куртя-де-Арджеш был столицей княжества Валахия. По большому счёту, город является границей, после которой начинается собственно Трансфэгэрашская трасса в своём исконном понимании.
На фото - Королевская церковь св. Николая в Куртя-де-Арджеш (Biserica Domnească din Curtea de Argeș). Постройка 1352-го года выполнена в форме "греческого креста". Имеет высокую ценность как яркий пример средневековой румынской архитектуры, ещё более ценны росписи внутри:

2. Сразу за Куртя-де-Арджеш сельская цивилизация заканчивается, остаётся лишь нечастая и кучная туристическая инфраструктура да редкие горные деревни, расположенные в стороне от дороги.
Трасса была построена в 1970-1974 годах по инициативе диктатора Николае Чаушеску (того самого, что снёс половину старого города в Бухаресте и построил на его месте гигантский ).

3. Примерно километрах в 10-20 от Куртя-де-Арджеш мы начали балдеть от окружающих красот, улыбаться и судорожно фотографировать всё вокруг. В принципе, уже здесь можно было бы сказать, что съездили не зря.
При виде мостов и прижимов впереди, поначалу становилось немного нервозно - нам ведь предстояло туда ехать. На дальнем утёсе видно два мостика над пропастью, приближенные на следующей фотографии. Мы смотрим на них снизу вверх и видим приличную высоту над обрывом и кажущуюся хлипкость конструкции. Разумеется, внутри просыпается боязнь высоты:

4. Официальной причиной строительства считается страх Чаушеску перед советским вторжением в Румынию. Насмотревшись на русские танки в Праге, он решил прорубить дорогу через мощный горный перевал, якобы для беспрепятственной переброски войск к Бухаресту. Зачем - я, честно, не понимаю. Трансфэгэрашская трасса с двух сторон на сравнительно небольшом расстоянии дублируется гораздо более проходимыми, широкими и доступными дорогами. Да и расстояние, которое она позволяет преодолеть, мало в масштабах страны. Возможно он предполагал, что перекрыв основные трассы, тупые совки не доберутся до секретной горной дороги. Наконец, напади СССР на Румынию в осенне-зимне-весенний период, ценность этой дороги тут же упала бы - шанс застать её непроходимой резко бы возрос.

5. После сухой и жаркой равнинной Румынии, которая для нас закончилась, в общем-то, только в Куртя-де-Арджеш, находиться в горах очень здорово, просто блаженство. Здесь в меру прохладно, свежий и вкусный воздух, кругом бесчисленное количество речек и ручейков с прозрачной водой.

6. Материальные и трудовые затраты на строительство трассы были не столь титаническими, как на возведение Дворца Парламента, но всё равно огромны. Потрачено 6000 тонн динамита. Официально погибло около 40 человек. Неофициально - только на строительстве плотины Румыния потеряла около четырёх сотен человеческих жизней. Большая часть строителей были военными.

7. Проехав небольшой, но очень живописный участок подъёма по склонам полулысых скал, мы въезжаем в тоннель. На фото ниже выезд из тоннеля - слева, в скале. Представьте себе, что мы ощутили на выезде, увидев гигантскую плотину и живописное горное озеро. Кстати, в скале справа виден ещё один въезд в тоннель - это какая-то небольшая горная грунтовка, ответвляющаяся от Трансфэгэрашского шоссе. Судя по некоторым картам, она огибает озеро с другого берега. Дорога там убитая в хлам ещё до въезда в тоннель, из которого пару раз выезжали груженые лесовозы. В следующий раз (а я хочу туда вернуться) надо будет попробовать туда сунуться:

8. Плотина построена в 1965-м на реке Арджеш для генерации электричества, орошения и предотвращения наводнений. Сама ГЭС находится под землёй и имеет номинальную мощность 220 Вт.
На горе, возвышающейся над плотиной на берегу озера, высится статуя Прометея с молнией в руках, как символ покорения электричества:

9. В результате строительства плотины получилось изумительной красоты озеро Видрару, протянувшееся в ущелье между горами на 10 с лишним километров. Вода в нём бирюзового оттенка, берега - зелёные. Удивительно, но перед нами пример завораживающего своей красотой природного объекта, созданного руками человека:

10. Не понимаю, в чём была стратегическая соль этой дороги, но достопримечательность Чаушеску оставил стране знатную, на уровне египетских пирамид.
По трассе едут достаточно медленно: народ любуется красотами. По номерам проезжающих машин можно изучать политическую карту Европы - видели почти всех. На самых крупных стоянках и смотровых площадках происходит какой-то Вавилон и полная дружба народов: итальянцы попросили их сфотографировать, с поляками просто рядом постояли на горы полюбовались, немцы тут водят хуже всех, а румыны им всем что-нибудь продают.

11. Дорога внизу - служебная трасса, ответвляющаяся от основной километров за 10 до озера (мост на фото 3) и идущая к плотине более коротким путём, по низу. Заканчивается она у подножия плотины, в то время как мы, проехав по основной, - стоим наверху:

12. Когда мы были на смотровой площадке плотины, пошёл ливень. Мы дождя не видели уже больше двух недель, с Киева. Промокая в своё удовольствие, поехали дальше. В принципе, мы были довольны и счастливы, плотины с горами хватило для экстаза. Если бы трасса на этом месте закончилась, мы бы всё равно признали её одной из самых красивых в мире и с удовольствием её вспоминали. Но самое интересное ещё было впереди.
После плотины трасса долго петляет по лесу, постепенно поднимаясь вверх. Тут уже начинает закладывать уши и болит голова. Становится холодно. При этом, по сторонам - лес, и осознать, что ты находишься на склоне можно только выйдя из машины и пройдя несколько метров в сторону. Из окна автомобиля этот участок выглядит уже не так интересно.
Далее дорога выходит на живописную высокогорную прямую:

13. Здесь настолько свежо, хорошо и уютно, что хочется остановиться и просто побыть наедине с природой. Даже несмотря на то, что румыны, чьи вынудили нас рвануть в Беларусь вместо продолжения вояжа по Румынии, умудрились загадить мусором и этот уголок:

14. Сказано-сделано. Через пару километров нашёлся очень уютный туристический комплекс у подножия гор. Здесь пришлось впервые за всю поездку доставать из чемодана тёплые вещи, лежавшие сложенными с самой Москвы. Здесь же нам ещё раз доказали, что румынская кухня прекрасна:

15. Почему это место столь замечательно? Мало что ли гор в мире?
Ну, во-первых Трансфэгэрашское шоссе даёт возможность на своей (ну или на прокатной) машине с комфортом подняться на высоту 2034 метра, по нормальной (по нашим меркам) дороге, с двумя полосами на всём протяжении. Т.е. тут горы может посмотреть самый обычный человек, а не подготовленный альпинист.
Во-вторых, горы эти безумно живописны, с парой просто-таки уникальных мест.
В-третьих, Румыния, несмотря на все мои придирки в , - мирная и цивилизованная страна. Здесь нет войн и бандподполья.
В-четвёртых, здесь есть минимум сервиса, хорошего, но не дорогого, европейского уровня. Он не гадит природу, цены не задраны под потолок, но есть возможность перекусить и отдохнуть с комфортом.
Тихий и уютный горный участок преодолён. Из-за тумана начинает проглядывать махина хребта:

16. Трасса берёт своё название от горного массива Фэгэраш, который она пересекает. Этот участок Южных Карпат собрал в себе высочайшие вершины страны. Дорога пересекает его на примерно одинаковом расстоянии в 5-15 километров от двух из них: горы Молдовяну (Moldoveanu) - самой высокой точки Румынии - и Негою (Negoiu).
В долине перед хребтом начинается настоящая феерия. В этом огромном пространстве, расположенном на широких горных склонах, обозреваются зелёные луга, заваленные камнями, и множество водных потоков. Дорога петляет по склонам, медленно ведя нас на самый верх. Пока мы поднимались, останавливаясь едва ли не на каждом повороте, в долину заполз туман. Он, как и мы, двигался вверх, догоняя нас:

17. Туман оказался быстрее: сначала он закрыл нам виды вниз, откуда мы приехали, а потом и нас накрыл:

18. Мы бродили по тропинкам в тумане, дышали прохладным влажным воздухом, садились на валуны, опускали руки в воду горных ручьёв и слушали тишину, прерываемую редкими окриками других туристов. Ощущения от этого места остались какие-то потусторонние, как будто это не на Земле:

19. Вода течёт всюду, перемещаясь сверху вниз. Десятки маленьких ручейков стекают по камням долины, объединяясь и становясь речками. Вода стекает в основном по пологим склонам, проходя через специальные канавы под дорожным полотном:

20. Может вода и откровенно по скалам сползать:

21. Отдельная тема - это встреченные на высокогорье животные. Помимо осла, с головой залезшего в машину и из-за этого получившегося не в фокусе на фото, видели лошадь. Из "ёжика в тумане", очевидно:

22. Поросята обаятельные безмерно. Бегали, похрюкивали, притворялись мёртвыми (не знаю, что они на самом деле делали лёжа без движения по несколько минут), купались в грязи.
На площадке у дороги остановилась группа суровых на вид словацких байкеров. Хмуря брови, они слезли с мотоциклов, взяли в руки фотоаппараты и принялись гоняться за хрюшками. Одна из свиней в ответ, искупавшись в грязи, вытерлась о сверкающий глушитель одного из байков.

23. Ну и конечно бараны и овцы. Их тут сотни. Видели и вдалеке, на лугах, и прямо перед носом. На них смотрели все. Некоторые психологически неустойчивые люди начинали блеять, подражая овцам, голоса которых наполнили всю долину:

24. Огромное стадо на максимальном приближении:

25. Пастух в данном случае совсем не одинокий - с этими стадами они справлялись минимум вчетвером, направляя бараньи потоки друг другу по склону горы:

26. При всей кажущейся неуклюжести, эти ребята на своих копытах удивительно здорово держатся на почти вертикальных поверхностях:

27. Венцом дороги является туннель Капра (по имени реки и озера, находящихся в непосредственной близости). Здесь мы бросаем взгляд на южный склон хребта, пересекаем тоннель и выезжаем уже с северной стороны.

28. Это - высшая точка подъёма. После тоннеля дорога столь же живописно спускается вниз. Здесь проходит граница исторических областей Румынии - Валахии и Трансильвании.
Сразу после тоннеля, на северной стороне, раскинулся немаленький базар, на котором торгуют как румынскими промыслами и вкусняшками, так и всяким китайским сувенирным фуфлом. Здесь же - несколько гостевых домов. За поворотом, на плато, тут расположилось ледниковое озеро Быля (Bâlea) и одноимённый водопад. Мы не знали заранее об этом и в итоге не подъехали, хотя находились метрах в десяти от него. Это чудовищное упущение ещё раз намекает на то, что в Румынию мы ещё вернёмся:

29. Время пролетело незаметно. Утром мы выехали из Бухареста, проехали от силы километров 250, а день уже клонился к концу. От переизбытка впечатлений и перепада высот усталость брала верх над организмом. Мы начали спуск.
Туман оказался неожиданно настолько густым, что не стало видно вообще ничего. Наступила темнота, словно на землю резко спустилась ночь. Ехали очень медленно, ориентируясь на противотуманные фонари впереди идущих машин. Мы ещё не знали, что на протяжении почти половины спуска сбоку от нас, за символическим отбойником, была самая настоящая пропасть:

30. С севера горный массив Фэгэраш заканчивается резко. Сразу после спуска становится светло и ясно, мы выезжаем на равнину, по сторонам - живописные луга, за спиной возвышаются горы. Мы направляемся в трансильванский город Сибиу, про который я расскажу в следующей части.

31. Визуальная разница между Валахией и Трансильванией огромна. Проехав через горы, мы словно попали в другую страну. В Трансильвании относительно чисто, много тихих безлюдных деревень, температура комфортная для жизни, кругом - крыши из тёмной черепицы.
Мы не смогли так быстро распрощаться с горами. У нас был ещё день. Бегло осмотрев Сибиу с утра, обедать мы вернулись к тоннелю Капра.
Итак, на следующий день мы снова покоряем Трансфэгэрашскую трассу. Перед подъёмом со стороны Сибиу, на трассу нанизана трансильванская деревенька Картишоара, живущая за счёт сдачи домов туристам:

32. Денёк выдался ясный. Поднимаясь вверх, мы в полной мере насладились видами, которые вчера были закрыты туманом. А заодно увидели, вдоль какой пропасти мы ехали, не подозревая об этом.

33. В отличие от южной стороны, подъём здесь резкий - со склонов хорошо видны поля у подножья горы и деревеньки на горизонте:

34. С южной стороны извилистых лесных ущелий нет. Здесь, в ясную погоду, перед нами во всей своей фантастической красе предстало масштабное природное величие Карпат:

35. На трассе много вот таких укреплений-галерей в местах возможного камнепада и схода пород. На вид кажется невозможным, что крыша на тоненьких ножках держит на себе кусок скалы. Когда она, интересно, обвалится?

36. На южной стороне склона хребта подъём осуществляется почти что в одной и той же вертикальной плоскости. При езде по трассе здесь кажется, что координаты машины меняются только вверх-вниз, а на горизонтальной проекции это больше похоже на колебания, т.к. дорога змейкой поднимается наверх:

37.

38. Очень яркий типаж девушки из какой-то североевропейской семьи. К сожалению, она, наблюдая за баранами, не удержалась от соблазна и тоже заблеяла, начав им подражать:

39. Дорога поднимается по ущелью между двумя параллельными отрогами, двигаясь в сторону тоннеля, расположенного наверху и по середине, в том месте где отроги сходятся. Для ориентира - снято уже сверху:

40. Никакие фотографии, никакие слова этого не передадут. Надо видеть.

Сомнение в том, что мы зря уезжаем из Румынии, зародилось в Бухаресте. На Трансфэгэрашской трассе мы это поняли очень отчётливо. Но было уже поздно.
Следующая часть про город Сибиу станет заключительной в румынской серии.

13.09.2014

Трансфагарасан — необычайная красота и опасность

Высокогорная трасса Трансфагарасан — одна из самых удивительных и опасных дорог в мире. Другое ее название- трансфэгэрашское шоссе или Трансфэгэрэшан Она пролегает через румынские Карпаты и горный массив Фэгэраш. Шоссе соединяет две области : Валахию и Трансильванию, и поднимается вверх на 2034 метра.

Протяженность трассы–примерно 151км. Трансфагарасан простирается с севера на юг, здесь находятся самые высокие в Южных Карпатах районы. Начинается трасса в городе Питешти в Валахии, дальше тянется по живописной долине вдоль реки Арджеш, проходя через городок Ку́ртя-де-А́рджеш. Достигнув высшей точки, дорога спускается по долине Олта, и заканчивается в коммуне Арпашу-де-Жос.

Множество острых углов, крутых поворотов, извилистых дорог и резких обрывов заставляют нервничать даже опытных велосипедистов и мотоциклистов, что уж говорить об автомобилистах. В северном районе находится впечатляющая часть маршрута — там сосредоточены очень опасные повороты и крутые зигзагообразные спуски.
Трасса открыта лишь с июля по октябрь. Затем ее закрывают, а проезд загораживают бетонными блоками. При неблагоприятных погодных условиях трансфэгэрашское шоссе могут перекрыть и раньше. Кроме того, ездить по шоссе разрешено только днем. В самой высокой точке расположен самый длинный туннель в стране, протяженностью 875 метров. Путешествуя по этой трассе, туристы могут посетить придорожные ресторанчики и остановиться отдохнуть в отеле.

Трансфагарасан строили четыре года, с 1970-го по 1974-й, по приказу Николае Чаушеску для военных нужд. Такие действия спровоцировала реакция правительства Чехословакии на вторжение стран ОВД (Организация стран Варшавского договора) на территорию страны в 1968 году. Николае Чаушеску, тогда генеральный секретарь ЦК РКП, хотел таким способом обеспечить быстрое передвижение вооруженных сил через горы в случае повторного нападения. Чтобы выполнить работу за максимально короткое время, дорогу строили с большими финансовыми затратами.

Чтобы проложить трассу на северной стороне, пришлось взорвать часть окружающих гор — для этого использовали около 6000000 кг динамита. Не обошлось и без человеческих жертв: по официальным документам при строительстве от несчастных случаев погибли 40 солдат.

Сегодня трансфэгэрашское шоссе — самая красивая дорога в мире, визитная карточка Румынии. В ее окрестностях находятся и другие достопримечательности Румынии : горное озеро Быля и водопад, крепость Поенари и известная резиденция Графа Дракулы. Когда-то здесь жил румынский принц Влад III, которого считают прообразом знаменитого вампира. На северной части трассы проводят ежегодные соревнования по велоспорту Tour de Romania. Этот промежуток дороги по сложности сравнивают с шоссе Tour de France, где проходят всемирно известные велогонки.




Виды вокруг роскошные, с отдельных мест открывается вид на долину серпантинов, похожую на гоночный трек. Однако остановиться и насладиться ими можно далеко не везде. Дорога тесная, а обочины и автостоянки встречаются редко. Кроме наземного транспорта, на вершину трассы можно подняться по канатной дороге.

В 2009 году на этой дороге тестировали свои спорткары ведущие программы Top Gear, а ее ведущий Джереми Кларксон назвал Трансфагарасан идеальной для езды на спортивных авто. Однако при езде по трансфэгэрашскому шоссе следует помнить: особенно разгоняться здесь запрещено. Максимально допустимая скорость движения — 40 км / час.

HELL – именно это короткое слово какой-то шутник написал при въезде на одну из самых красивых дорог в мире. Я увидел эту надпись боковым зрением и она тут же исчезла под колесами автомобиля. Пока я думал, что неплохо было бы сфотографировать ее для блога или отчета о поездке, впереди показался знакомый по фотографиям и передаче Top Gear крутой серпантин. Моя маленькая мечта начала сбываться. Это был Трансфагараш, вторая по высоте горная дорога, которая по разным оценкам входит в десятку самых опасных дорог в мире. Дорога через Трансильванию проложенная по карпатским хребтам под командованием Чаушеску в 70-х годах всего за неполных 4 года. Говорят, в военных целях, но я не представляю как можно быстро пройти военной технике эти 100 километров узкого серпантина. Скорее имелось ввиду развитие слабенького в то время туристического потенциала Румынии.

Забегая вперед честно скажу, что если соблюдать скоростной режим и не выезжать на встречную, ничего страшного случиться в принципе не может. Если конечно вы едете по Трансфагарашу в летнее время и если на встречку не выскочит какой-нибудь горячий парень на спортивном Астон Мартине. Парочку спорткаров я там увидел, трасса необычайно популярна у любителей экстремальной езды. В общем слово «Нell» кто-то написал скорее всего под воздействием нахлынувших эмоций.

1.

2.

Трансфагараш – один из самых красивых горных серпантинов в мире, с легкой руки неповторимого Джереми Кларксона (Top Gear)названа лучшей дорогой для спортивных автомобилей. Проехать по ней было моей крохотной мечтой уже несколько лет. Хотя мечтой, наверное, должно быть что-то большое, великое и пафосное, или хотя бы что-то очень далекое. Поэтому, назовем поездку по этой дороге - мечтой-карликом, которая осуществилась этим летом. Шоссе Трансфагараш открыто только два месяца в году – июль-август и я спланировал наше летнее автомобильное путешествие по Балканам и Греции как раз исходя из этого. Румыния вообще оказалась очень самодостаточной страной для путешествий и я в ближайшее время собираюсь туда еще разок, протестить местные горнолыжные трассы.

3.

4.

5.

6.

7.

Немного информации. Дорога начинается, если ехать со стороны Брашова, с пересечения автодороги Брашов-Сибиу в районе городка Фагараш и заканчивается условно в местечке Куртя-де Арджеш. Длина примерно 100 километров. Самая красивая часть как раз находится между городом Фагарашом и перевалом. Именно там дорога почти полностью состоит из серпанинов со слепыми поворотами. Средняя скорость примерно 40 км. в час, т.е проехать всю дорогу без остановок можно примерно за 2-3 часа. Но без остановок проехать ее невозможно, ну разве что заставлять себя огромным усилием воли не смотреть на окрестные красоты. Погода менялась радикально: до перевала туман и облачность (см. фото), по другую сторону ясно и солнечно (см.фото).

Мало того, что дорога красива сама по себе, так еще и обалдеть какие живописные окрестности. Бесконечный серпантин до самого перевала прерывался сползающими с гор потоками воды – которые больше похожи не на водопады а на плач горных склонов. К этому добавлю свои просто кайфовые ощущения от вождения. Жаль, что у меня нет спортивного Астон Мартина, как у ведущего Top Gear.

8.

9.

10.

Румынские Карпаты совсем не похожи на наши родные украинские горы. Они повыше, местами напоминают Альпы или Пиренеи.

11.

12.

На перевале мой альтиметр в часах показывает чуть более 2000 метров. Отсюда открываются потрясающе красивые виды, частично скрытые туманом и облаками. С перевала уходит большинство пешеходных маршрутов на окрестные вершины, жаль у нас всего один день для всей этой красоты. Есть несколько гостиниц, но мы ночевали в долине накануне, неподалеку от городка Фагараш, кстати очень красивого, я подумывал даже остаться там на денек, но решил не менять планов.

13.

14.

После перевала дорога не такая веселая, серпантин немного распрямился, зато водопады стали больше похожи на настоящие водопады, а не на слезы. Обычно летом (видел в других отчетах) воды совсем нет, а здесь просто Ниагара какая-то… Даже залезть на камень и сфотографироваться не грех… (одна из нескольких фоток со мной за всю поездку).

15.

16.

17.

18. Я здесь для понимания масштаба... :)

Кое какие опасности на этой дороге все же присутствуют. Главная - падающие камни, некоторые величиной напоминают херсонский арбуз, весят правда намного больше. Один из таких метеоритом пролетел сзади моей машины при прохождении поворота. Если бы я ехал немного медленнее или появился бы там раньше на пару секунд - получил бы в лучшем случае дыру в крыше или лобовом стекле. Пришлось остановиться чтобы запечатлеть это НЛО и убрать его с дороги.

19.

Кроме водопадов и живописностей следующая аттракция – живописное водохранилище, образованное дамбой Бараджул Видрару. Сооружение грандиозное, румыны здесь много чего наворочали – сколько бетона, чтобы перекрыть водяной поток, не забыли и про туристов – возле дамбы смотровая площадка - бесплатная.

20.

21.

22.

Водохранилище похоже больше на альпийское озеро со скалистыми берегами, пляжами и местами отдыха. По-моему, оно стало любимым местом отдыха местных жителей. Может поэтому, а может все-таки виной всему менталитет – но вокруг очень много мусора. Надеюсь, что его все таки убирают. Аналогичные места в Австрии или Словении и даже у нас в Карпатах на порядок чище.

23.

24.

Кстати, на всем протяжении шоссе Трансфагараш стоят палатки. Здесь, в отличие от заорганизованной западной Европы, кемпингов практически нет и денег за стоянку с палаткой никто не берет. Отсюда, наверное, и мусор на обочинах, в котором копаются такие вот симпатичные ослики.

25.

26.

Общее впечатление – трасса далеко не адская, хотя действительно крутая и живописная. Румыния приятно удивила, и не только Трансфагарашом.

Полный отчет об автопутешествии по Румынии на моем сайте: